26.09.2017, 13:15
Образовательная акция «Чистый город — хорошая речь!» приурочена ко Дню русского языка в России (6 июня).
В числе организаторов - Псковская областная общественная организация «Ассоциация гуманитарной культуры».Президент ПООО «Ассоциация гуманитарной культуры» — директор Открытого института русского языка и культуры им. проф. Е. А. Маймина, доктор филол. наук, проф. Аида Геннадьевна Разумовская . Акция призвана обратить внимание на необходимость ответственного отношения к фактам письменной речи на улицах нашего города. Отраженная в различных внешних атрибутах (специальные вывески, лайтбоксы, баннеры, упаковочный материал, рекламные объявления и др.), письменная речь визуально воздействует на жителей города и создает впечатление о культуре Пскова у его гостей.
Публикуем интервью с куратором акции Зинаидой Васильевной Митченко , кандидатом филологических наук, доцентом кафедры дефектологии Псковского государственного университета, членом общественной организации.
Образовательная акция «Чистый город — хорошая речь!» приурочена ко Дню русского языка в России (6 июня). В числе организаторов - Псковская областная общественная организация «Ассоциация гуманитарной культуры». Президент ПООО «Ассоциация гуманитарной культуры», директор Открытого института русского языка и культуры им. проф. Е. А. Маймина, доктор филол. наук, проф. Аида Геннадьевна Разумовская . Акция призвана обратить внимание на необходимость ответственного отношения к фактам письменной речи на улицах нашего города. Отраженная в различных внешних атрибутах (специальные вывески, лайтбоксы, баннеры, упаковочный материал, рекламные объявления и др.), письменная речь визуально воздействует на жителей города и создает впечатление о культуре Пскова у его гостей.
Публикуем интервью с куратором акции Зинаидой Васильевной Митченко , кандидатом филологических наук, доцентом кафедры дефектологии Псковского государственного университета, членом общественной организации. |
- Зинаида Васильевна, уже второй год подряд в День русского языка подводятся итоги образовательной акции «Чистый город – хорошая речь!», участниками которой являются те жители Пскова, кто неравнодушен к чистоте русского языка. Расскажите, пожалуйста, как появилась сама идея акции?
- З.В.: Идея сбора языкового материала с целью дальнейшего лингвистического описания сама по себе не нова, и эта работа хороша знакома студентам, которые проходят различные виды практик (диалектологическую, фольклорную и др.). Псковская областная общественная организация «Ассоциация гуманитарной культуры» при поддержке Открытого института русского языка и культуры им. Е.А. Маймина ПсковГУ организовала акцию на специфическом языковом материале. А. Г. Разумовская, президент общественной организации, предложила освоить это направление работы по культуре речи с учетом современных тенденций развития разговорно-речевой стихии.
По идейному замыслу организаторов, акция «Чистый город – хорошая речь», призвана обратить внимание жителей на внешние атрибуты города: вывески, баннеры, лайтбоксы, объявления, которые давно стали не только средством рекламы, но и частью города.
Акция проводится второй год и вызывает большой интерес у ее участников. За 2016-2017 год в акции приняло участие 78 человек, в 2017 году участников, приславших материалы для обсуждения, − 31 человек.
- Расскажите, кто участвует в акции и что делают участники.
- З.В.: В этом году преимущественный состав участников акции – это студенты Псковского государственного университета, факультета русской филологии и иностранных языков и факультета естественных наук, медицинского и психологического образования.
Студенты буквально «выходят на охоту» за примерами орфографических, пунктуационных, грамматических и речевых ошибок на улицах города, фиксируют эти ошибки, и так создается база фотоматериалов, которые затем тщательно анализируются с опорой на авторитетные справочные издания, комментируются и результат работы – это рекомендация, составленная студентами, по устранению ошибки.
- Стало ли меньше ошибок на вывесках нашего города? Какие ошибки встречаются чаще всего?
- З.В.: Следует признать, что примеров ошибок, зафиксированных на улицах нашего города, не становится меньше: всего в 2017 году было обнаружено 47 баннеров , текст которых содержит ошибки.
Состав ошибок таков, что выделяются типичные ошибки:
- отсутствие дефиса при приложении в случаях типа салон-парикмахерская , фитнес-центр , бизнес-ланч ; (Сочетания с однословными приложениями, следующими за определяемым словом; сочетания с однословными приложениями, предшествующими определяемому слову, пишутся через дефис. ПРОиП/ Отв. ред. В.В. Лопатин, С.122-123);В то же время наблюдается и стремление вставить дефис незакономерно: можно обратить внимание на написание междометия айда. Это междометие пишется слитно (ПРОиП/ Отв. ред. В.В. Лопатин, С.149);
- правописание наречий, а именно наречий с приставкой по- , оканчивающихся на -ому, -ему,-ски, -цки, -ьи , которые, как известно, пишутся через дефис: в нашей презентации Вы видите примеры по-итальянски, по-голландски , по-армейски, по-техасски, которые написаны раздельно.ПРОиП/ Отв. ред. В.В. Лопатин, С.146);
- написание двойных согласных в суффиксах прилагательных. Встречаем пример куриННый, хотя с одной Н пишется суффикс прилагательных -ин- (ПРОиП/ Отв. ред. В.В. Лопатин, С.101); И, напротив, в слове акци-ОНН-ый встречаем ошибочное написание с одной Н : (суффикс прилагательных -ОНН- пишется с двойной согласной(ПРОиП/ Отв. ред. В.В. Лопатин, С.101); ошибочные написания двойных согласных встречаются и в заимствованных корнях – это распространенное явление, когда слово еще осваивается носителями языка, и человек помнит, что в слове пишется двойная согласная, но затрудняется, где именно она пишется. Так произошло с примером аксессуары (написана двойная согласная акССесуары).
Необходимо подчеркнуть, что организаторы и участники акции не стремятся, так сказать, «уличить» тех, кто допускает подобные ошибки, цель другая – призвать к ответственному отношению к слову.
- Каковы ваши планы на будущее по реализации данного проекта?
- З.В.: У организаторов акции есть перспективные направления дальнейшей работы:
- с одной стороны, расширить состав участников, привлечь к участию в акции больше школьников, учителей, широкий круг городской общественности;
- с другой стороны, сотрудники Открытого института русского языка и культуры им. Е.А.Маймина готовы к подготовке рекомендаций, информационных справок для тех, кто заинтересован в том, чтобы текст рекламного характера исключал подобные ошибки. В конце концов, это вопрос престижа заведения. Ведь вывеска, баннер, лайтбокс – это первый визуальный образ, который видит клиент еще до посещения заведения.
- а также мы надеемся, что результаты акции позволят обратиться и к администрации города, чтобы выработать возможные элементы регулирования содержательной стороны внешних атрибутов нашего города.
Второй год подряд поддержку акции оказывает Избирательная Комиссия Псковской области в лице ее председателя Цветкова Николая Юрьевича. Поддержка выражается и в организации призового фонда для победителей, что также является хорошим стимулом для распространения акции в молодежной среде. ПООО «Ассоциация гуманитарной культуры» и Открытый институт русского языка и культуры им.Е.А.Маймина ПсковГУ приглашают к участию в акции в следующем году всех желающих.
Информация на сайте: majmin.pskgu.ru , а также в группе ВКонтакте .
Институт русского языка и культуры им. Е. А. Маймина