Дмитрий Месхиев о «Банщике», «Золушке» и выпускании пара

Дмитрий Месхиев о «Банщике», «Золушке» и выпускании пара
Фото: pln-pskov.ru

Известный кинорежиссер Дмитрий Месхиев стал гостем программы «Подстрочник» на радиостанции «Эхо Москвы в Пскове». Руководитель Театрально-концертной дирекции Псковской области рассказал о своем отношении к цензуре, критике, о перспективах развития учреждений ТКД и планах по дальнейшему объединению.

Максим Костиков: Добрый день, уважаемые радиослушатели. Наш гость - режиссер, руководитель Театрально-концертной дирекции Псковской области Дмитрий Месхиев. Добрый день, Дмитрий Дмитриевич.

Дмитрий Месхиев: Добрый день.

Максим Костиков: Хотел бы я начать не столько с региональной повестки дня, сколько с федеральной. Буквально на днях в Москве на заседании Союза театральных деятелей известный режиссер Константин Райкин выступил с достаточно жесткой критической оценкой того, что происходит и в театральной жизни, и во взаимоотношениях творческого сообщества и властей. Там прозвучали громкие слова про цензуру, про то, что нарушаются цеховые принципы. Не буду все это пересказывать, уверен, что наши радиослушатели следят за информационным потоком, и они в принципе в курсе предмета этой дискуссии, которая разразилась после выступления господина Райкина. Много было откликов. И представители властей дали по этому поводу свою оценку, и творческое сообщество. Господин Звягинцев, например, так же жестко отозвался о том, что происходит в сфере культуры и во взаимодействии власти и культурного сообщества. Вы все-таки не просто руководитель Театрально-концертной дирекции, а человек, которого относят к творческой интеллигенции, к тому кругу людей, которые сегодня активно обсуждают эту тему. На ваш взгляд, насколько серьезно доминирование властей в сфере культуры, насколько жестко ощущают люди творческих профессий этот догмат, если он вообще есть, это доминирование? Существуют ли вообще эти элементы цензуры, или это все-таки элементы госзаказа? Давайте сегодня вместе попытаемся разобраться, что же происходит.

Дмитрий Месхиев: Давайте попробуем разобраться. У меня на этот счет есть свое мнение, есть свой взгляд на эти ситуации. При всем уважении к моим коллегам - и к Андрюше Звягинцеву, и к Константину Аркадьевичу, - но, с моей точки зрения, ребята выпускают пар. С моей точки зрения, есть некое передергивание ситуации, немножко не отвечающее современным реалиям. Сравнивать нынешнюю жизнь интеллигенции с 37-м годом уж совсем нельзя.

Максим Костиков: Как сравнивать авторитарный режим и тоталитарный.

Дмитрий Месхиев: Нет сейчас ни тоталитарного, ни авторитарного режима, а уже тем более по отношению к творческой интеллигенции, по отношению к искусству, финансированию искусства. Эту ситуацию нельзя даже сравнивать с 70-ми или 80-ми годами, потому что у нас нет приемки произведений искусства, у нас нет официальных цензоров, у нас нет официальных худсоветов, которые принимают фильмы или спектакли. Мы никому не сдаем репертуарные планы. Во всяком случае я, почти два года руководя Театрально-концертной дирекцией, никому не отчитываюсь - ни комитету по культуре, ни администрации Псковской области. Я никому не приношу репертуарные планы на утверждение. Более того, я худрукам не даю заданий каких-то. Они составляют репертуарные планы, в первую очередь руководствуясь нашими совещаниями, рекомендациями, как увлечь зрителя, как сделать разнообразным репертуар и т. д. Где же здесь цензура? Более того, когда Андрей Звягинцев говорит о цензуре, а я могу вспомнить, как год назад или полтора он привозил сюда картину «Левиафан» при большом скоплении тех людей, которым нравится такое кино. Он показал картину, была творческая встреча. Кто-нибудь разве мне это запретил? Или я кому-нибудь об этом отчитывался? Нет, конечно. То, что картины Андрея Звягинцева не идут большим, широким экраном, он делает некоммерческое кино. Оно не может идти как блокбастер. Странно, что он этого не понимает.

Максим Костиков: Может быть, он все-таки это понимает?

Дмитрий Месхиев: Тогда ему очень странно говорить о налогоплательщиках. Если уж дать право налогоплательщикам распределять деньги на кино, то, я думаю, Андрюша Звягинцев вообще денег бы не получал от налогоплательщиков.

Максим Костиков: Потому что это не «Человек-паук»?

Дмитрий Месхиев: Да, это не «Человек-паук». Его кино, при всем моем к нему уважении, непопулярное, оно не для широкого зрителя, оно для кинофестивалей. Это арт-хаус, арт-кино для отдельного проката. Поэтому, с моей точки зрения, Андрей слышал звон про налогоплательщиков, но не знает, где он. Налогоплательщики идут своим чередом, а распределение денег на искусство - своим. Существуют регламенты распределения средств государством. Часть из них идет на культуру, и в этой культуре часть идет на кино, часть - на театр и т.  д. Причем здесь налогоплательщики, совершенно непонятно? Я еще понимаю, если бы про пенсии шла речь, но уж точно не про арт-кино. Поэтому, мне кажется, что есть здесь передергивание. Более того, все те ребята, которые высказываются, мои коллеги, у них все очень неплохо. Сложно сказать, что творчество Андрея Звягинцева в нашей стране зажимается. Он делает картину за картиной, сейчас ведет подготовку к следующему кино. Прошел год, а он уже запустился с новой картиной. Часть его картин, даже львиная доля, была с поддержкой министерства культуры. В том числе, и «Левиафан». У него, я думаю и надеюсь, довольно приличные гонорары. Он всемирно известный режиссер, он должен хорошо зарабатывать. Это правильно. Поэтому ему говорить о какой-то там цензуре, еще раз повторюсь, - это передергивание.

Что касается Константина Аркадьевича и вообще театральной ситуации, то театральная ситуация сложная. И говорить нужно не об этом, не о цензуре, потому что нет в театре цензуры. Делают все, что хотят и как хотят. Когда я был на посту председателя комитета по культуре Петербурга, никто мне не приносил репертуарные планы на утверждение, все делали, что хотели и как хотели, и те спектакли, которые хотели. Если и существуют какие-то, скажем, общественные мнения на те или иные темы спектаклей, например, «Тангейзера», то государство тут ни причем. Это ситуация на местах. Кроме того, режиссер «Тангейзера» работает, много ставит, ему никто не запрещает ставить постановки. Он стал всенародно известным режиссером, он нарасхват. Какие тогда могут быть разговоры о цензуре?

Максим Костиков: Это все-таки передергивание или сгущение красок?

Дмитрий Месхиев: Мне кажется, и то, и другое. Более того, я не беру региональные театры, потому что многие из них бедные, а вот федеральные театры живут, по-моему, очень неплохо. Если мы сравним заработные платы работников федеральных театров и региональных, то они отличаются в разы. Поэтому, мне кажется, им грех жаловаться. Эта ситуация, мне кажется, оторвана от реальной жизни. Я сейчас не беру наш Псковский драмтеатр или театр кукол в пример, а можно взять театры из других регионов, у которых все не очень хорошо. Нужно было говорить о театральном законе, а каких-то подзаконных актах, чтобы не было ситуации в региональных театрах, когда они зависят только от власти администрации. Вот чем нужно заниматься, а не кричать о цензуре, которой, на самом деле, нет. Я в этом вопросе согласен с Песковым: когда государство финансирует на 100% театры, оно не очень хочет, чтобы в этих театрах ругали страну. Я, в общем-то, разделяю эту точку зрения, потому что, если ты хочешь высказаться против страны и правительства - иди в частный театр и ставь. Ведь в частных театрах и частных компаниях, которые занимаются искусством, никаких ограничений нет.

Максим Костиков: Вопрос ведь еще в том, что понимается под словом страна. Если страна идентична понятию действующая власть, то это одно. Ведь защитники позиции Константина Райкина и его соратников говорят о том, что эти понятия не синонимичны. Когда мы говорим страна, мы не подразумеваем власть, когда мы говорим власть, мы не подразумеваем страна. Почему чиновники, тот же Песков, воспринимают это, как нечто одно? Критиковать власть - это не значит критиковать страну.

Дмитрий Месхиев: Я с этим абсолютно согласен. Господин Песков как раз не объединяет. Я как раз говорил, «если тебе не нравится власть и страна», потому что страна - это совсем было бы некрасиво. Но если ты не согласен с властью, то ты можешь высказаться. И я вам скажу, довольно много выходит критичных произведений.

Максим Костиков: Хотя бы «Левиафан».

Дмитрий Месхиев: Да, хотя бы он. И его никто не запрещал, хотя картина очень политизирована. Более того, насколько я знаю, и министр культуры, и министерство, и другие властные структуры всячески поддерживали эту картину, а критика была только общественная. Вот как раз критика иногда мракобесная, я согласен, потому что когда сторонники православия ругали «Левиафан», я считаю, - это как раз мракобесие и подтасовывание карт, но этим не занималась власть, этим занимались отдельные индивидуумы. Сформировалось некое общественное мнение. Наверное, из-за этого Андрею кажется, что есть какая-то цензура по отношению к нему, но это не так.

Максим Костиков: У нас звонок радиослушателя. Алло, мы вас слушаем.

Радиослушатель: Здравствуйте. Я насчет Райкина. В его выступлении я слышу крик: «Караул!», «Антисемитизм!», «Не дают работать!». Как вам кажется?

Дмитрий Месхиев: Что касается антисемитизма, то это уж совсем не так, мне кажется, потому что в мире культуры и особенно в театральном мире очень много людей семитской национальности. Я, честно говоря, вообще про антисемитизм в творческой среде забыл. Мне кажется, и в советское время этого было меньше в творческой среде, чем в обычном обществе, а сейчас нет вообще. А что касается «не дают», то, мне кажется, все дают. Это просто выпускание пара.

Максим Костиков: А в чем мотив? Известный, солидный, состоявшийся режиссер, известный театральный деятель с успешным театром, театром, имеющим громкое имя. Более того, театр созданный им и имеющий его имя... «Сатирикон» - это детище самого господина Райкина... Зачем было выступать с этой пламенной речью, зачем, на ваш взгляд, было привлекать к себе такое внимание? Необходима ли была вообще эта дискуссия, зачем она инициирована?

Дмитрий Месхиев: Я тоже не очень понимаю причин, кроме как выпускание пара или какой-то эмоциональный всплеск. Может быть, есть какие-то причины, но из речи Константина Аркадьевича я их не понял. Это не касается финансов, это не касается жизни его театра. Это даже не очень касается жизни театрального сообщества, потому что тогда решать вопросы нужно было бы по-другому. Нужно было инициировать некую комиссию, которая разбиралась бы на местах совместно с Минкультом. Мне кажется, что на съезде Союза театральных деятелей было бы правильно инициировать создание комиссии из федеральных и региональных театральных деятелей, Минкульта и регламентировать эти вещи. Тогда я бы понимал, что есть некое недовольство общей системой театральным сообществом. Сейчас же, мне кажется, это некий крик души про то, что что-то наболело. Как-то так.

Максим Костиков: Мне это напомнило выступление Леонида Парфенова в свое время на «Тэфи», кажется...

Дмитрий Месхиев: Да-да, похоже. Но тем более странно выступление Андрея Звягинцева в этой связи. Вообще непонятно, с какого бока.

Максим Костиков: Спасибо. Давайте теперь поговорим все-таки о вашем учреждении - Театрально-концертной дирекции. Закончился театрально-концертный сезон, начался новый. Можно ли подвести какие-то итоги, основные достижения прошлого сезона? Насколько площадки Театрально-концертной дирекции востребованы публикой, какова заполняемость залов?

Дмитрий Месхиев: Заполняемость залов более-менее приличная. Она везде выше 60%, в театре кукол заполняемость вообще фантастическая - почти 90%, что очень хорошо. Что касается некой репертуарной политики театра, то мы стараемся наверстать и сделать разнообразным репертуар театра. С моей точки зрения, интерес к новым спектаклям и поставленным спектаклям есть. Художественный руководитель театра Александр Кладько, который им стал весной, старается делать так, чтобы репертуар был на разные вкусы. Зритель возвращается в театр, как мне кажется. Но это, конечно, процесс не одного года, это процесс достаточно сложный. Создание хорошего репертуара - это тоже ни один год. Сказать, что театр как-то стал стагнировать, я не могу. Нам непросто, но мы работаем. За этот год, я сейчас не беру сезон, мы выпустим семь постановок. Мы уже сделали пять, две премьеры у нас будут в ноябре-декабре.

Максим Костиков: Давайте назовем премьеры для наших радиослушателей. Может быть, не все их видели.

Дмитрий Месхиев: Из сделанных спектаклей: «Соседи», «Краденое солнце», «Фантазии Фарятьева», «Приключения Чиполлино» и «Человек, обреченный на счастье» по Довлатову, премьера которого была на фестивале Довлатова, теперь он будет в репертуаре театра. Сейчас идет постановка новогодней комедии «Клинический случай», занимается которой Александр Иванович Кладько. Также мы будем делать большой новогодний спектакль для детей «Золушка». Это постановка большая, музыкальная, с большим количеством костюмов, с хорошим, «человеческим» таким бюджетом, для детского спектакля достаточно большим. Мне кажется, это может быть такое событие в нашей театральной жизни. Такого, думаю, не видели давно на псковской сцене.

Максим Костиков: Я понимаю, что вы не театральный режиссер, но интересно ваше мнение, как специалиста и как зрителя, что стало, на ваш взгляд, успехом этого года в репертуарном плане?

Дмитрий Месхиев: Мне очень сложно сказать, ведь успехи разные. Например, детский спектакль «Краденое солнце» для его посещаемости, для его соотношение цена/качество - это очень хороший успех. При этом спектакль «Соседи» для того зрителя, для которого он предназначен, - с моей точки зрения, тоже успех. Во-первых, спектакль интересен, я его смотрел с большим интересом. Он собирает полные залы практически всегда. Актеры счастливы, им интересно работать. В данном случае произошло такое всеобщее слияние - и зрителю нравится, и актеры довольны, и спектакль хороший. С моей точки зрения, очень интересная работа по Довлатову, потому что Довлатова очень сложно ставить, практически невозможно экранизировать.

Максим Костиков: Я могу сказать свое мнение, как зритель (я был на премьере спектакля в рамках довлатовского фестиваля): естественно, мы все смотрели фильм Говорухина по «Компромиссу» Довлатова. Частично сюжетные линии пересекаются, потому что элементами вашего спектакля также является сборник рассказов «Компромисс». Когда я это смотрел, я пытался сравнивать, что мне ближе, что интереснее, где переданы более довлатовские типажи. И хочу сказать, не в качестве комплимента, а просто мою оценку, как зрителя: мне показалось, что местами в спектакле Довлатова я увидел больше, чем в фильме Говорухина.

Дмитрий Месхиев: Я согласен. Довлатовский дух.

Максим Костиков: Да, именно, потому что фильм совсем не довлатовский. Там есть Говорухин, но нет Довлатова.

Дмитрий Месхиев: Да, это правда.

Максим Костиков: А в спектакле Довлатов чувствовался. Может быть, не всегда и не везде, спектакль, как мне кажется, неровный...

Дмитрий Месхиев: Про неровность - он подравняется. Это же была премьера, премьера - это всегда чуть затянуто. Сейчас он стал короче. Во время первого показа на публику, конечно, есть шероховатости, еще не отточены даже мизансценически какие-то вещи.

Максим Костиков: У нас давно висит звонок нашего радиослушателя, давайте ответим. Алло.

Радиослушатель: Добрый день.

Максим Костиков: Добрый день.

Радиослушатель: Дмитрий Дмитриевич, у меня такой к вам вопрос: нет ли у вас планов заняться не только кинотеатром «Октябрь», но и «Сменой», которая уже давно в плачевном состоянии.

Максим Костиков: Речь идет про детский кинотеатр «Смена», который находится рядом с кинотеатром «Победа».

Дмитрий Месхиев: Добрый день. Дело в том, что я не могу заняться кинотеатром «Смена» или кинотеатром «Победа», потому что это частная собственность бизнесменов, им решать, как и что они там будут делать, будет ли там вообще демонстрироваться кино или нет. Моя задача в данном случае - сделать областной кинотеатр, даже областной культурный центр в кинотеатре «Октябрь», сделать там трехзальный кинотеатр, открыть много каких-то других площадок, потому что «Октябрь» большой, там можно все это разместить, если сделать по современному. Как раз сейчас мы начинаем заниматься проектированием, планировкой и т.  д. Моя задача - сохранить этот объект областным, он не будет передаваться даже в акциях частным инвесторам и компаниям. Это будет областной кинотеатр, что, с моей точки зрения, это очень правильно и хорошо. Я в данном случае на 150% поддерживаю администрацию области.

Максим Костиков: Еще у нас один звонок и, как мне подсказывают, опять про кинотеатр «Октябрь». Эта тема всегда интересует публику. Алло.

Радиослушатель: Здравствуйте, меня зовут Ксения. У меня вопрос как раз про кинотеатр «Октябрь». Я выскажу вам свое мнение, а вы согласитесь или нет. Мне кажется, что федеральная сеть, которая в город вошла, покрывает полностью всю потребность города в просмотрах. Считаете ли вы нужным создавать в центре Пскова кинотеатр с одним залом, если такой уже есть частный?

Дмитрий Месхиев: Во-первых, я считаю, что один кинотеатр даже с шестью залами, причем, залами небольшими, только один зал большой в «Мираже», не покрывает все потребности жителей Пскова, потому что Псков - это 200 тысяч жителей плюс 300-400 тысяч туристов, которые тоже иногда ходят в кино, и учитывать это нужно. Более того, это как раз важно учитывать. Далее - в кинотеатре «Октябрь» будет не один зал, а три. Мы как раз стремимся к тому, чтобы это был минимум трехзальный кинотеатр. Далее - существует разная публика, любящая разное кино. Псков - город молодежи, здесь большой, огромный университет. Мы сделали, например, киноклуб «Молоко и Сено» посещаемым. Люди интересуется не только коммерческим, но и авторским кино, европейским кино. Моя цель и задача в кинотеатре «Октябрь» - в малом зале хотя бы сделать какое-то подобие киноклуба для того, чтобы та публика, которая любит кино как искусство, могла смотреть это кино. С моей точки зрения, центральный кинотеатр как центральная площадка очень важен для города. Тем более, что кинотеатр, про который вы говорите, находится на Завеличье, а что делать жителям центра или Запсковья? Ехать через весь город? Мне кажется, это не совсем правильно. Более того, думаю, что город Псков переварил бы еще один кинотеатр.

Максим Костиков: У нас еще сохраняется кинотеатр «Победа». Как раз когда они были объединены в рамках одной организации - там было государственно-частное партнерство, - многие были недовольны тем, что, хотя это и единая структура, показывали одни и те же фильмы. Выбор небольшой. Понятно, что это только массовое коммерческое кино, ориентированное на широкую публику. Насколько афиша кинотеатра «Октябрь» после его реконструкции будет отличаться?

Дмитрий Месхиев: Знаете, я бы хотел, чтобы она отличалась и отличалась достаточно серьезно, потому что у меня есть опыт работы с кинотеатрами, которые занимаются как раз не только американским коммерческим просмотром, но и европейским кино, и российским кино, и некоммерческим кино. Есть своя публика, есть свой зритель у любого направления. Важно работать со зрителем, на мой взгляд, важно не бояться экспериментировать, и тогда все будет получаться. Я скажу честно, наблюдая за работой того акционерного общества, которым были кинотеатры «Октябрь», «Победа», «Смена», удивлялся, почему таким скудным был репертуар, почему такая скудная реклама, почему такая скудная подача и т.  д. Потому что привлечение зрителя - это и есть касса. Но зрителя не всегда нужно и можно привлекать «Человеком-пауком». Есть более, скажем, умные фильмы, которые зрителю тоже нравятся. Имея столько залов и несколько кинотеатров, конечно, можно было бы разнообразить.

Максим Костиков: Спасибо. У нас еще один звонок. Алло.

Радиослушатель: Добрый день.

Максим Костиков: Здравствуйте, Анна Владимировна.

Дмитрий Месхиев: Добрый день.

Радиослушатель: Я хочу с вами немножко поспорить. Возвращаясь к Райкину: такой спокойный человек, которого нельзя заподозрить в оппозиционных взглядах, вдруг говорит такие вещи... Мне кажется, это неспроста. Не будем говорить о «Тангейзере», а вот рок-опера «Иисус Христос - супер-звезда» в Омске, которая была запрещена... Мне кажется, это политика нашего государства. И то, что во главе стоит Мединский, которого подозревают в фейковой диссертации, все это накладывает свой отпечаток. А если вернуться к нашим баранам, в Псков: Сенин был снят, а «Банщик»?.. Почему религиозные движения (а ведь церковь отделена от государства) имеют право указывать, что ставить, какие выставки проводить. Я высокого мнения о вашем профессионализме, но то, что вы говорите, это вы встроились во властные структуры, и вам очень удобно это говорить.

Дмитрий Месхиев: Давайте я поясню. Во-первых, я не очень-то встроился во властные структуры, скажу вам честно. Я работаю на своем месте и стараюсь соответствовать своей профессии продюсера. Я не лезу в репертуарные планы ни театра кукол, ни драмтеатра, ни филармонии. А если и лезу, то только с точки зрения посещаемости зрителем, отмены спектаклей и поступления денежных средств.

Второе - господин Сенин ушел из театра сам, по собственному желанию, никто его не увольнял. Это факт.

Что касается «Банщика», то его никто не закрывал, никто не пытался остановить спектакль, шли репетиции. И только по настоянию актеров театра, которые сами собрались, сами написали письмо, был остановлен и закрыт этот спектакль. И я абсолютно разделяю их точку зрения. Ни из каких-то политических соображений. Просто пошлости в спектакле было много. Когда артистки должны бегать в нижнем белье полуголые по малой сцене, кому-то это, конечно, и может нравится, но актерам это не понравилось. И я в данном случае разделяю их точку зрения, считаю, что это было необязательно. Это эпатаж, который необязателен для академического театра. Из властных структур мне никто не сказал, закрой или останови спектакль. Ко мне пришли артисты, актерское сообщество театра: «Что же происходит Дмитрий Дмитриевич, доколе? Мы не хотим участвовать в репетициях...». И то там были разнообразные мнения, были и защитники спектакля. Просто противников было больше. И это не власть запретила, а само профессиональное сообщество.

Что касается «Иисуса Христа - супер-звезда», это же не Москва и не Мединский остановили этот спектакль. Да, начался скандал. Сподвижники православной церкви были возмущены этой оперой. Я ее не видел, поэтому ничего не могу сказать. Но это решение и желание местных властей, а не Министерства культуры и федеральных органов. Более того, я человек православный давно, и убежденно православный, но я, например, ничего плохого не вижу в опере «Иисус Христос - супер-звезда», я ее слушал с детства, смотрел фильм. Если есть какие-то чиновники-мракобесы, а они, наверняка, есть в провинциях, не нужно всех мерить под одну гребенку. Это же в основном решение местных властей. Не может Министерство культуры или даже более властные структуры следить за тем, какой спектакль запретили в Омске. Если там глава комитета по культуре - мракобес, то, конечно, его там запретили. Или трус, или не желающий как-то доказать ошибающимся, с мой точки зрения, сподвижникам РПЦ, что ничего крамольного в этой опере нет. Мне кажется, и ошибка в том, что все начинает мериться под одну гребенку. Очень многое зависит от чиновников на местах.

Максим Костиков: Человеческий фактор?

Дмитрий Месхиев: И человеческий фактор, конечно, да.

Максим Костиков: Спасибо. У нас очередной звонок, не дают мне наши радиослушатели задавать вопросы. Алло.

Радиослушатель: Здравствуйте. Сергей Иванович.

Максим Костиков: Здравствуйте, Сергей Иванович. Тоже наш постоянный радиослушатель.

Радиослушатель: Дмитрий Дмитриевич работает в этом цеху, и он, наверняка, должен представлять, на мой взгляд, что такое искусство. Искусство — это то, что двигает развитие человечества, управляет, воспитывает его, в том числе, и на плохих поступках. Я имею ввиду «Банщика». Нельзя в искусстве что-то запрещать, что-то регулировать. У людей должен быть свой регулятор, они должны учиться благодаря искусству. Когда у нас что-то запрещается, притормаживается, мы получаем результат - мы в искусстве на очень низком уровне находимся. Это первое. Второе - в прошлый эфир я вас все терзал Пушкиногорьем, нашим Пушкинским праздником поэзии. Вы говорили: «Я все знаю, мне никто не указ, я сам себе постановщик»... Ну и что получилось? Отчета об этом нет никакого. Как прошло? Каков наш вклад в это мероприятие? А так получается, выбили деньги из Министерства, привлекли сюда черти знает откуда людей, накормили, напоили, плохо развлекали, а мы остались, как всегда, не у дел. Это что такое? Программа развития районных домов культуры есть, они развиваются, ремонтируются, а творческая жизнь в них не развивается... Вы уж подскажите Турчаку, чтобы что-то подкрутил, наладил. Спасибо.

Дмитрий Месхиев: Начну с конца. Что касается культуры в районах, Турчаку не нужно ничего подсказывать, он сам про это знает и понимает. Я могу доподлинно вам сказать, что на последнем совещании, касающемся программы «Культура», мы обсуждали, что мы, Театрально-концертная дирекция, будем делать отдельные репертуар именно для домов культуры. Будем делать отдельные постановки - и театральные, и музыкальные, - для того, чтобы эти дома культуры наполнять. Будем делать довольно большую гастрольную политику, для этого в бюджете мы выделяем специальные средства. Я думаю, мы в этом году сделаем две или три театральные постановки, рассчитанные не наш академический театр, а именно специально для домов культуры. Также мы договорились с дирекцией филармонии, будут сделаны новые отдельные музыкальные программы, чтобы их показывать в домах культуры. А уж театр кукол и так ездит много по области.

Что касается Пушкинского праздника поэзии, мы его сделали, если вам нужен отчет, то он есть. Его посетило довольно большое количество человек, там было довольно много различных мероприятий. Я не очень понимаю, почему вы считаете, что он прошел плохо и неудачно, я не очень слышал много критических отзывов по поводу этого мероприятия. Могу вам сказать, что такое мероприятие, как Пушкинский праздник поэзии, на такой большой поляне очень сложно проводить и делать, и для того, чтобы там что-то наладить, нужен не один год.

Максим Костиков: Мы об этом говорили с вами весной прошлого года. Этот ребрендинг, перезапуск Пушкинского праздника поэзии — это большая работа, которая планируется. Как я понимаю, многое зависит не только от вас, но и от музея-заповедника?

Дмитрий Месхиев: Конечно, мы делаем и будем дальше делать фестиваль совместно с музеем-заповедником. Но для того, чтобы нам апгрейдить, реструктуризовать сам праздник и превратить его в некий культурный летний форум на Псковщине, нужно время. Это не делается за один раз, такие вещи оттачивается два-три года. Это стартап, далее мы выйдем на какую-то более прямую дорогу. Конечно, мы не застрахованы от каких-то ошибок, которые мы должны анализировать, должны исправлять. Мы уже сделали какие-то новые вещи на прошлом Пушкинском празднике поэзии. Мы сейчас понимаем, что у нас получилось, что у нас не получилось. Во всяком случае, посещаемость мы подняли по отношению к прошлым годам. Придти сразу же к 30-50 тысячам посетителей можно, конечно, если пригласить разных звезд эстрады, но мне кажется, что это для Пушкинского праздника поэзии не очень правильный путь. Назвать туда попсы и сделать бесплатный концерт - это не создать пушкинский фестиваль. Поэтому это не очень простая история.

А что касается «Банщика», то, еще раз повторяю, его никто не запрещал. Более того, у нас до сих пор пьеса лежит. Если какой-то режиссер захочет это делать, мы это сделаем. Просто это не док-пьеса, как выяснилось, когда Максим Плеханов, артист, признался, что весь свой текст он придумал сам и сам написал.

Максим Костиков: Я хорошо помню эту ситуацию, мы много ею занимались и освещали весь этот конфликт, хотя, по-моему, там и конфликта-то не было. Просто это обросло неким мифом. На самом деле, абсолютно сырой и, мягко говоря, недоделанный во всех смыслах этого спектакль вызывает определенную реакцию профессионального сообщества. Потом получился конфликт творческой интеллигенции и режима.

Дмитрий Месхиев: На самом деле, никакого конфликта с режимом не было. Там и режима-то не было. Была попытка создать док-спектакль, который, как оказалось, и не документальный. Более того, за две недели до премьеры, извините, с точки зрения производства спектакля, режиссер оказался просто несостоятельным человеком. Спектакль был не готов, его нельзя было выпускать.

Максим Костиков: Давайте перейдем к другой теме. Отвечая на вопрос Сергея Ивановича, вы рассказали про Пушкинский праздник поэзии, но есть еще один фестиваль — Пушкинский театральный. Пожалуй, главное ваше мероприятие, до которого остается не так много времени. Январь-февраль город и вся область живет этим фестивалем. Какие творческие планы в этом году? Тем более, что последние три года, как мне кажется, Пушкинский театральный фестиваль был ярким событием не только культурной, но и в целом общественной жизни региона. Насколько в этот раз удастся сохранить ту же планку?

Дмитрий Месхиев: Мы не просто стараемся сохранить планку, а стараемся ее поднять. Очень плотно сотрудничаем с театральным экспертом, театральным критиком в рамках фестиваля Андреем Прониным, он нам очень помогает, он стал таким арт-директором фестиваля. Он, на самом деле, эксперт, входящий во все наши театральные премии. Мы будем стараться привезти интересные, хорошие и опять разные спектакли. И это будет не только Москва и Петербург, но и регионы, и довольно много регионов, потому что сейчас во многих региональных театрах делаются очень интересные вещи. Из таких нашумевших, знаменитых мы привезем театр им. Ленсовета, Театр наций. К нам приедет «Коляда-театр», очень известный и очень неординарный. Мы сейчас ведем переговоры, чтобы показать два их спектакля. У нас будут представлены театры кукол, как и в прошлые годы, и на сцене филармонии мы планируем какие-то определенные вещи сделать во время фестиваля. В общем, мы стараемся планку не опустить. Я не могу сейчас назвать полную программу, потому что мы еще ведем переговоры, и не все контракты подписаны. Но то, что я озвучил, это практически 100% решенная ситуация.

Максим Костиков: Спасибо. Будем надеяться, в этот раз вы нас снова порадуете, будут такие театральные деликатесы, которыми псковская публика будет наслаждаться, критиковать, говорить «Доколе?», потому что это постоянный процесс. Когда слишком много театральных экспериментов, когда слишком много спектаклей, которые воспринимаются, как некие провокации, то одна часть публики говорит: «Нет, как же, покажите нам наш традиционный театр», а когда мы видим традиционный театр, говорят: «Сколько можно уже показывать спектакли, которые развлекают публику. Покажите нам постановки, которые заставляют нас о чем-то задуматься». Мне кажется, это очень характерно для провинциального культурного сообщества.

Дмитрий Месхиев: Ну это и хорошо, это и правильно. Поэтому мы стараемся привозить самый разный театр: и классический, и экспериментальный, и молодежный. Я надеюсь, что будет критика, потому что если критики не будет, значит, нет интереса.

Максим Костиков: Вы сами читаете критические публикации?

Дмитрий Месхиев: Да, конечно, читаю. Не всегда они радуют логикой и правильностью заключений. Зачастую они немножко злобные и глуповатые, но иногда есть умные и правильные мысли. Критика - это хорошо.

Будем стараться с молодежью работать. К юбилею театра, а 25 ноября мы готовимся отметить 110-летие, мы делаем фестиваль молодежных театров. Мы будем привозить молодежные театры петербургской театральной академии и, я надеюсь, и московских театральных академий. Может быть, нам даже удастся сделать этот фестиваль ежегодным. Тогда мы в ноябре-месяце будет проводить маленький фестиваль молодежных театров. Студенческие спектакли - это всегда интересно. Вот там-то как раз полная свобода, эксперименты, очень живые всегда показы. То, что я видел за последние годы в студенческих театрах, - это интересно и здорово.

Максим Костиков: Великолукский драматический театр входит в состав Театрально-концертной дирекции. Чем это решение было обусловлено? Как бы вы оценили потенциал театра? Почему мы в Пскове не видим постановок великолукского театра, а великолучане не видят постановок псковского театра?

Дмитрий Месхиев: На самом деле, пока формального объединения нет, пока ведутся только разговоры и переговоры. Есть желание и администрации области, и муниципалитета Великих Лук как-то эту историю объединить и как раз в рамках такого содружества и сотрудничества., потому что внутри объединения значительно проще нам будет показывать псковские спектакли на той сцене, на нашей сцене делать великолукские спектакли. Будет взаимодействие творческое и режиссерское, что, с моей точки зрения, очень полезно. Если произойдет объединение, то ТКД увеличится на одну площадку. Театрам мы сможем предложить гастроли не только в Псковском драмтеатре, но и в отреставрированном Великолукской драмтеатре. Конечно, с точки зрения гастрольной политики это значительно проще.

Максим Костиков: Я сейчас задам, может быть, жесткий вопрос. Для псковичей великолукский театр - это Terra Incognita. Для многих вообще непонятно, он существует? Я имею ввиду не как площадка, а как творческий коллектив.

Дмитрий Месхиев: Он существует. Там есть труппа, есть режиссер, есть все службы. Театр работал как театр и будет работать как театр. Он абсолютно нормальный и самодостаточный театр. Объединение делается не для того, чтобы его поглотить или с колен поднять, а для синергии. Для меня, честно говоря, это большая головная боль - придется теперь еще и в Великие Луки ездить. Я не могу сказать, что я был 100-процентным сторонником этого объединение (Смеется) . Логически, умом я понимаю, что это правильно. Более того, внутри объединения даже по оборудованию и аппаратуре можно будет как-то взаимодействовать, потому что что-то есть у них, что-то есть у нас...

Максим Костиков: Еще одно направление вашей деятельности - Информационный туристский центр Псковской области, который находился в кинотеатре «Октябрь», и, на мой взгляд, мало кто знал, кроме чиновников и комитета по культуре и туризму, о его существовании. Это вообще характерно для региональный властей - придумать какую-то неплохую идею, но реализовать ее только формально. Что вы планируете сделать в этом направлении в преддверии Ганзейский дней? Как должен работать этот центр?

Дмитрий Месхиев: Я не вполне с вами соглашусь, что о нем мало кто знал, и этот Информационный туристский центр был бесполезен. Он как-то работал. Конечно, он мог бы работать с большим потенциалом, с моей точки зрения. Сейчас мы стараемся как-то наверстать упущенное, набрать обороты работы. Мы договорились с Петербургом и планируем открыть офис центра в Северной столице. Город дает нам помещение. Мы сделаем там офис Информационного центра и тех туристических компаний, которые работают с регионом, что позволит, я надеюсь, увеличить турпоток. В отремонтированном кинотеатре «Октябрь» мы планируем возобновить работу Информационного центра. Это будет фойе второго этажа, там будут представлены все наши туроператоры, отельеры, рестораторы. Там будет бесплатная площадка для рекламы туристической привлекательности региона. Мы начали взаимодействовать с различными журналами, но самое главное, с моей точки зрения, что делается, - это увеличение информации о туристической привлекательности региона в Сети. Сейчас мы стараемся нарастить обороты, работая с интернет-сообществом. Потихонечку развиваем. Я не могу сказать, что это процесс быстрый. Это завтра не получится.

Максим Костиков: Спасибо, Дмитрий Дмитриевич. К сожалению, наше время истекло. Надеюсь, что будем встречаться чаще и сможем еще обсудить основные направления вашей деятельности, перспективы, планы, какие-то творческие находки.

Дмитрий Месхиев: Спасибо, с удовольствием приду к вам снова.

Источник: Псковская Лента Новостей


Ещё новости о событии:

Известный кинорежиссер Дмитрий Месхиев стал гостем программы «Подстрочник» на радиостанции «Эхо Москвы в Пскове».
12:37 02.11.2016 Vluki.Net - Великие Луки
Дмитрий Месхиев о «Банщике», «Золушке» и выпускании пара - Pln-Pskov.Ru
Известный кинорежиссер Дмитрий Месхиев стал гостем программы «Подстрочник» на радиостанции «Эхо Москвы в Пскове».
12:35 02.11.2016 Pln-Pskov.Ru - Псков
 
По теме
В Псковском музее-заповеднике открылась выставка современной мозаики «Великий сказочник», посвященная 180-летию со дня рождения композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова.
Пятилетнего ребёнка сбили в Печорах - InformPskov.Ru Водитель за рулём Volkswagen Polo допустил наезд на пятилетнего ребёнка. ДТП произошло на улице Псковской в Печорах, сообщается в Telegram-канале « Псковская сводка.
InformPskov.Ru
Начальник областной полиции отчитался в Собрании о работе ведомства за 2023 год - Собрание депутатов Годовой отчёт о деятельности псковской полиции представил депутатам областного Собрания начальник Управления МВД России по Псковской области генерал-майор полиции Алексей Овсянников.
Собрание депутатов
Врач из Уфы приехала работать в Псков. Фото: комитет по здравоохранению Псковской области - InformPskov.Ru Врач приёмного отделения, врач-невролог Севда Ахметшина начала работу в Псковской областной инфекционной клинической больнице, сообщили ПАИ в комитете по здравоохранению Псковской области.
InformPskov.Ru