Разные подходы с той поры продолжают искаться. Сегодня оркестром руководит не Геннадий Чернов , как в 2013 году, а Эдуард Банько . Вечером 7 марта 2017 года в БКЗ Псковской филармонии оркестр выступил вместе с московско-петербургским джазовым квартетом: Дмитрий Мосьпан (саксофон), Алексей Чернаков (фортепиано), Дарья Чернакова (контрабас), Егор Крюковских (ударные). Все они несколько лет назад принимали участие в телепроекте «Большой джаз». В предпраздничный вечер зал был почти полон.
От подобных концертов не ждут экспериментов. Наоборот, от них ждут узнаваемой традиционной музыки, джазовых и околоджазовых стандартов, примиряющих поклонников разных музыкальных направлений.
Если когда-то джазом пугали, то сейчас он, скорее, бодрит, утешает или расслабляет.
Эдуард Банько на концерте симфонического оркестра Псковской областной филармонии 7 марта 2017 года. Фото Андрей Кокшаров.
Старт псковского концерта был взят с композиции Tequila, впервые записанной в 1958 году американской инструментальной группой The Champs. В различных источниках по-разному указывают авторство. Её написал то ли гитарист Дейв Бургесс , то ли саксофонист Дэнни Флорес (он же Чак Рио). Но самую узнаваемую часть на первых записях выдувал из саксофона всё-таки Чак Рио, и он же весело выкрикивал: «Текила!». С 1958 года кто только эту задорную композицию ни исполнял: от группы The Iguanas родоначальника протопанка Джеймса Остерберга-младшего (будущего Игги Попа) до Тони Левина . Но вариант, исполненный на псковском концерте, это скорее что-то в духе оркестра Генри Манчини . Да и в целом звучание соответствовало эстрадному звуку шестидесятых годов XX годов – последнего десятилетия, когда джаз бурно развивался, ещё не превратившись в благопристойную музыку ретро. Эстрадным звуком с обилием струнных в середине прошлого века иногда не брезговали даже Чарли Паркер и Билли Холидей .
С композиции Tequila концерт начался - и ею же завершился, после того как публика вызвала музыкантов на бис.
На псковском концерте в роли Чака Рио выступал Дмитрий Мосьпан. Мосьпан – человек, на которого публика пришла специально, учитывая то, что он был победителем телепроекта «Большой джаз» канала «Культура». Дмитрий Мосьпан – человек, которого знают в лицо. Но и до «Большого джаза» саксофонист Дмитрий Мосьпан в музыкальных кругах был известен - играл в оркестрах Олега Лундстрема и Игоря Бутмана , стажировался в университете New School в Нью-Йорке, выступал с Андреем Макаревичем и «Оркестром Креольского Танго»… Здесь важно, что Дмитрий Мосьпан не просто джазмен, а музыкант, много играющий с оркестрами (а это особый опыт). Наиболее наглядно это выглядело в 2013 году на канале «Культура», когда он выступал с New Orleans Jazz Orchestra под управлением Ирвина Майфилда , после чего удостоился десятидневного ангажемента в Новом Орлеане.
Публика была сдержанна до третьей композиции, после исполнения которой оживилась. Третьей композицией стала хрестоматийная Puttin' on the Ritz («Одеваться, как в отеле «Ритц»), сочиненная в 1929 году Ирвингом Берлиным и давшая название одноимённому фильму, где эту песню в 1930 году исполнил Гарри Ричман . Берлин первоначально сочинил неполиткорректную песенку, в которой высмеивались чернокожие пижоны (цилиндры, белые перчатки, зонтики, полосатые брюки, отрезные пальто и белые гамаши), подражающие белым богачам. Позднее Берлину пришлось переделывать слова, сделав так, чтобы цвет кожи не подразумевался. Тогда-то в песенке и возникала фамилия изысканно одевавшегося американского актёра Гэри Купера .
В советское время, особенно в пятидесятые-шестидесятые годы, джаз тоже ассоциировался со стильной модой, противостоявшей серости. Так появились стиляги. Родившийся в Российской империи американский композитор Ирвинг Берлин (Израиль Бейлин) сочинил парафраз из пушкинского «Евгения Онегина», той части поэмы, когда герой «о стрижен по последней моде. Как денди лондонский одет…» . В Puttin ' on the Ritz тоже есть ссылка на английских модников (« All dressed up just like an English chappy …»). Только пижон Евгений Онегин легко танцевал мазурку, а XX век получился свингующим.
Но слова здесь – вещь совсем не обязательная. Когда на сцене целый оркестр, то можно легко обойтись без слов.
Дмитрий Мосьпан играет с симфоническим оркестром Псковской областной филармонии 7 марта 2017 года. Фото Андрей Кокшаров.
Тем не менее на сцене нашёлся человек, который не просто сыграл, но и спел одну песенку. Когда очередь дошла композиции Антониу Карлоса Жобима «Больше блюза», Дарья Чернакова, продолжая играть на контрабасе, к тому же ещё и запела – естественно, по-португальски. Аплодисменты после её исполнения могли быть и сильнее.
Американская и советская классика («Ночь и день» Кола Портера , «Два берега» Андрея Эшпая , «Мост Челси» Билли Стрэйхорна , «Конец любовной истории» Эдварда Рэддинга , «Святой Фома» Сонни Роллинса ) перемежались с композициями Дмитрия Мосьпана. В одной из них («Сострадание») к солистам присоединился трубач оркестра Юрий Лепилин . «Сострадание» с трубой и «Сострадание» без трубы – это разные вещи.
У Харуки Мураками есть рассказ «Любите ли вы Бёрта Бакарака?», начинающийся со слов о едва уловимых запахов весны. Действительно, Бёрт Бакарак - это какой-то особенный весенний композитор. От его музыки оттепель внезапно начинается даже там, где установилась вечная мерзлота – не раз проверено. Для псковского концерта была выбрана одна из самых исполняемых композиций Бакарака – Raindrops Keep Fallin’ on My Head («Капли дождя падают мне на голову»).
Когда зазвучала с детства знакомая мелодия, окончательно стало понятно, что получился концерт киномузыки, потому что Бакарак удостоился премии «Оскар» за эту песню, написав её для фильма Джорджа Роя Хилла «Буч Кэссиди и Санденс Кид». Да и большинство других композиций, сыгранных на концерте, тоже из кино. «Ночь и день» Кола Портера – из одноимённого киномюзикла с Кэри Грантом , «Два берега» - из фильма «Жажда» Евгения Ташкова ...
Мураками обыграл название рассказа Франсуазы Саган «Любите ли вы Брамса ?». Самое время ответить им обоим – и Саган, и Мураками. Брамс и Бакарак не противоречат друг другу настолько же, насколько не противоречат симфоническая музыка и джаз.