Федеральная антимонопольная служба разработала законопроект о регулировании конкуренции в условиях цифровизации, который, в частности, ужесточит требования к торговым платформам в интернете, пишет газета "Коммерсант".
Начальник правового управления ФАС Артем Молчанов подтвердил изданию, что служба готовит поправки к закону "О защите конкуренции" и КоАП. По его словам, эти нововведения "в условиях цифровизации экономических процессов смогут эффективно защитить конкуренцию".
Так, предлагается ввести понятие "сетевого эффекта". Он заключается в получении преимуществ от числа пользователей торговой платформы, в том числе за счет сбора и обработки данных. Благодаря ему площадку могут признать доминирующей, даже если владеющая ей компания занимает меньше 35% товарного рынка.
Другое новое понятие - "ценовой алгоритм", программное обеспечение для расчета и контроля цен. ФАС предлагает усилить ответственность за их использование - например, применение ценовых роботов станет обстоятельством, отягчающим административную ответственность при злоупотреблении доминирующим положением, манипулировании ценами и других нарушениях.
Документ также предлагает расширить полномочия ФАС: если компания не будет исполнять предписаний службы, та сможет потребовать в суде запретить оборот товаров этой компании. Предполагается, что в случае с иностранными компаниями ФАС также сможет разрешить использовать в России их интеллектуальную собственность без согласия компании "на условиях, определенных антимонопольным органом".
Предложения ФАС означают, что, например, "Яндекс.Маркет" может быть признан доминирующим игроком, считает собеседник газеты на рынке онлайн-ритейла. Представители AliExpress и "Яндекс.Маркета" не ответили на запросы издания, другие участники рынка считают, что предложения ФАС избыточны.