20 августа псковские авиамоделисты отметили тренировочными полетами, которые состоялись возле древни Гнилуха Псковского района. В тренировке приняли участие более десяти человек. Несмотря на небольшой дождь, который то заканчивался, то снова начинал моросить, погода была «летная», ветер 1-3 метра в секунду к концу встречи превратился в полный штиль.
Стоит отметить, что за последние 20 лет авиамоделизм, как вид спорта, постепенно совмещается с хобби по созданию (или сборки из крупноблочных компонентов) высокотехнологичных радиоуправляемых и даже «программируемых» моделей. На встрече, в частности, Эдуард Гаврюшов испытывал новый квадракоптер, оснащенный видеокамерой. Аппарат нормально летал в радиоуправляемом режиме, выполнял полет по заданному (запрограммированному) маршруту, однако после возвращения «на базу» упорно не хотел приземляться, повисая над заданной точкой на высоте около 7 метров.
Модели большинства участников встречи оснащены электрическими двигателями, обладали высокой маневренностью, что позволило выполнять комплекс фигур высшего пилотажа, а современные аккумуляторы обеспечили длительность полетов до 15-17 минут.
Отдельно надо отметить полеты пилотажной модели Katana-50 Валерия Елисеева, оснащенной «настоящим» двигателем внутреннего сгорания. Модель близка по характеристикам к спортивному классу F3A ( спортивные радиоуправляемые пилотажные модели ), выполняла взлет и посадку с земли и зрелищный каскад фигур высшего пилотажа.
Зрелищными были и полеты метательных радиоуправляемых моделей планеров Владимира Скрипачева и Николая Сороколетова (класс F3K – модели планеров с метательным стартом «с рук»). Это относительно новый и набирающий популярность класс моделей планеров, имеющих небольшие размеры (до 1.5 метров размахом). Задачей спортсмена является поиск восходящих потоков, тк на соревнованиях оценивается время, проведенное моделью в воздухе, а также выполнение поставленной задачи.
Два участника встречи «летали» на классических свободнолетающих планерах класса F1A, которые буксируются на леере (леске) длинной не более 50 метров, оснащены автоматикой для круговой буксировки и поиска термических восходящих потоков воздуха, динамического старта (дополнительного набора высоты после разгона и открытия створа буксировочного крюка под натяжением леера) а также для принудительной посадки модели по истечении «стандартного» зачетного времени полета, составляющего на основных турах на соревнованиях 3 минуты. На фотографиях Игорь Швец и Владимир Чухнов.
Сегодня, говоря о развитии инженерного образования школьников, хочется надеяться что «классические» технические виды спорта, включая авиамодельный спорт, достигшие пика своей популярности в 60-70 годы, получат новое развитие. «Инженерное образование в школе» во многом связывают с робототехникой. Если на уровне начального знакомства, создание и программирование роботов на базе готовых конструкторов вполне оправдано, то развитие старшеклассников может быть направлено на глубокое изучение электроники, программирования, технологий работы с различными, в том числе - композиционными материалами, 3D-моделирования и прототипирования. Хорошим выбором будет применение свободного программного обеспечения, открытых стандартов и технологий, независящих от зарубежных вендоров. Ключом к организации работы по развитию высокотехнологичного дополнительного образования могут стать не супердорогие заводские «наборы» для создания квадрокоптеров, хотя и они нужны в качестве примеров, а организация коллективов в рамках детских технопарков, включающих в себя педагогов - наставников в различных областях и ребят, реализующих вместе с ними проекты создания новых летающих, ездящих, плавающих, управляемых на любом расстоянии по 3G устройств, программируемых в собственной среде и прокладывающих трассы на разработанных для них электронных картах. Тогда, возможно, мы будем готовить инженеров, а не специалистов по сборке и испытанию китайских роботов.
комментарии 0