Программа, по словам Проханова, уже готова, в неё «вошли исторические материалы о Великой Отечественной войне, Республике Крым, открытии Арктики…»
Когда в школах начинают вводиться уроки государственного патриотизма, это означает, что в государстве что-то идёт не так. Если детей надо учить любить Родину, это значит, что Родина не любит своих детей.
Патриотизм – это любовь к Родине, это личное чувство, личное переживание человека. Родина – это не государство и не власть. Родина – «тот уголок земли», с которым человека связывают истоки жизни.
А если людей начинают с детства учить любви к государству, любви к власти, это не патриотизм, это воспитание лояльности и покорности. И в ключевые моменты жизни, когда решаются судьбы Отечества, так воспитанный человек, выбирая между любовью к Родине и лояльностью к государству, может изменить Родине. Потому что любовь к Родине иногда требует идти против государства, против власти.
Патриотизм часто перемешивают с военной историей, историей крови и жертв. Живые властители прикрываются павшими, которые ничего не могут сказать.
Когда детям будут рассказывать о Гражданской войне , им скажут о том, что это не победа «красных» над «белыми» и «зелеными», а общенациональная трагедия?
Когда детям будут рассказывать о патриотизме на примере Великой Отечественной войны, им скажут о цене Победы ? Об уничтоженных ещё до начала войны командирах и военных специалистах, о пакте Молотова - Риббентропа , о смертельных ошибках Сталина , о миллионах до сих пор не найденных и не погребенных солдат , о победителях, сосланных после Победы в концлагеря, об инвалидах, спрятанных в глуши, о детях войны , о многоэтажных домах на могильных рвах концлагерей?
Им расскажут о миллионах доносов, о «чёрных воронках», о «тройках», о ГУЛАГе, о «законе трёх колосков», о смертной казни для детей с 12 лет? Это будет частью патриотизма, этим тоже нужно будет гордиться? Или просто помнить, чтобы – никогда больше?
«Можем повторить» – это патриотизм?
Детям расскажут о том, что для того, чтобы Гагарин полетел в космос, Королев должен был чудом выжить в застенках?
Детям расскажут об изгнании и возвращении Александра Исаевича Солженицына ? О «Колымских рассказах» Варлама Тихоновича Шаламова ?
Детям расскажут об Андрее Дмитриевиче Сахарове , его ссылке, его восхождении, его смерти?
Когда детям будут рассказывать о гибели 6-й роты , им расскажут о причинах трагедии? О подлости и предательстве, о трусости и лжи? О тех, кто не понёс никакой ответственности?
Детям расскажут о « Курске », « Норд-Осте », Беслане ? О том, что всем погибшим – взрослым и детям – было больно и страшно, но государство не смогло их спасти? Патриотично ли говорить о героях и не сказать, что они жертвы?
Когда детям будут рассказывать об истории Республики Крым в ХХI веке, им расскажут о вооруженном захвате парламента, о крымских татарах, о Донбассе, о засекреченных до сих пор списках погибших на необъявленной братоубийственной войне, про «их там нет», о несчастных пассажирах «Боинга»?
Горькая правда о страданиях народа войдет в уроки государственного патриотизма?
Программа, по словам Проханова, уже готова, в неё «вошли исторические материалы о Великой Отечественной войне, Республике Крым, открытие Арктики…». Фото: pskov.ru
Почему патриотическое воспитание в нашей стране – в первую очередь военно-патриотическое? Почему не мирно-патриотическое?
Кого должен воспитать патриотизм, восхваляющий насилие и кровопролитие? К чему должны быть готовы дети, получившие такие уроки? Они должны быть готовы убивать лично?
Мы хотим подготовить детей к войне или к миру ? Мы хотим научить их ненавидеть и враждовать или сострадать и любить?
Нашей стране нужен патриотизм ненависти или патриотизм любви?
Мы хотим научить детей ценить человеческую жизнь?
«И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал…»
Кто из российских правителей сегодня готов повторить эти слова за Александром Сергеевичем Пушкиным ? Кто из них, столпов государственного патриотизма, готов положить жизнь на то, чтобы прекратить войны, установить свободы и мир?
Придание прижизненного величия действующему правителю – это патриотизм или чинопочитание и лесть?
Любовь к Родине не предполагает почитания государственных мифов и легенд. Если патриотизму учить по истории правящей – в любой момент – партии, то личная история человека и официальная история государства не совпадут. И с этого момента человек отстраняется от государственной фальши и парадного лицемерия, с этого момента государство становится чужим.
Принудительное воспитание патриотизма – это предвестие государственного политического банкротства. В любую эпоху, в любой стране.
Если народу не за что любить государство, то нужно думать о понуждении народа к любви или о перемене политики государства по отношению к людям? Любовь через насилие может сделать человека добрым и гуманным?
Любовь к Родине – это исключительно личное чувство, оно не тиражируется учебниками, решениями президентов, парламентов и правительств, съездов партий.
Патриотизм вырастает из свободы, из прав и свобод человека, из достатка и благосостояния, из любви к ближнему и дальнему. Патриотизм не вырастает из бедности и нищеты, из унижений и оскорблений, из пренебрежения человеком, из неправды и лжи.
Государство может дать человеку урок патриотизма: перестать врать и начать служить людям. Тогда уроки государственного патриотизма в школах никому не придут в голову, потому что дети будут просто знать, что Родина их любит.