Что зависит от самих собственников при проведении капремонта и каков алгоритм их действий для того, чтобы приблизить столь долгожданное событие? На эти вопросы мы попросили ответить председателя Общественного совета при Государственном комитете Псковской области по делам строительства и ЖКХ, руководителя Союза собственников недвижимости Алексея КИРИЛЛОВА:
- Собственники должны следить за тем, включен ли их жилой многоквартирный дом в краткосрочную программу по капремонту и в какие сроки запланирован капремонт тех или иных конструктивных элементов. Вся необходимая информация представлена на сайте ФКР (www.fkr6o.ru) в разделе «Собственникам» . Эти же данные можно получить и в своей управляющей компании. Поскольку капремонт осуществляется поэтапно, в разные годы, а не всего дома сразу, жильцы должны знать, что будет ремонтироваться в первую очередь. Если этот ремонт запланирован на нынешний или следующий год, они могут обратиться в Фонд за предложением, в котором указан конкретный перечень предусмотренных работ. На сайте ФКР есть раздел «Предложение собственникам».
- А если нет таких активных людей, которые волнуются за весь дом?
- Фонд обязан довести предложение о капремонте до жильцов путем их оповещения. Как правило, на подъездах вывешиваются объявления. Но собственники сами заинтересованы следить за этим, так как практика показывает, что их дом может не попасть по разным причинам в сводный краткосрочный план в соответствии со сроками, указанными в региональной программе. Где-то, например, возникла аварийная ситуация или жильцы сумели доказать необходимость переноса своей очереди на более ранний срок. Связано это с тем, что по многим домам изначально в ФКР была представлена недостоверная информация об их техническом состоянии, поэтому специалистам Фонда приходится заново проводить обследование и постоянно переверстывать программу. И зачастую фактическое состояние домов оказывается хуже, чем показали управляющие компании. И собственники не имеют достоверной информации о своем доме. Поэтому им не стоит ждать у моря погоды, а самим проявлять инициативу.
- Поясните, какие работы входят в капремонт общего имущества?
- Это ремонт фундамента, крыши, фасада, систем теплоснабжения, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, газоснабжение, электроснабжение, ремонт подвальных помещений, ремонт и замена лифтового хозяйства. На некоторые виды работ требуется проектная документация, которая тоже оплачивается из средств ФКР. Так, для дома №16 по улице Гражданской в г. Пскове, который включен в «Сводный краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта на 2017 год», в этом году будет подготовлена проектная документация на капремонт теплоснабжения и электроснабжения. Ее стоимость составит 142 тыс. рублей. А собственники этого дома собрали больше 261 тыс. рублей, и значит, у них еще останутся деньги. Смысл общего счета ФКР как раз заключается в том, что есть возможность взять из общей копилки, если не хватает собранных средств. Наглядный пример - дом №1 по ул. Детской, где на этот год запланированы ремонт крыши, фасада, системы теплоснабжения и разработка проектной документации. На проведение этих работ требуется около 4 млн рублей при том, что жильцами собрана всего 121 тысяча.
- Собственники имеют право сами определять, что ремонтировать в первую очередь?
- Как раз для этого и выносится на их рассмотрение предложение по капремонту, подготовленное Фондом. Не позднее чем через три месяца с момента его получения собственники обязаны на общем собрании принять решение: утвердить смету и сроки проведения капремонта или что-то поменять. На данном этапе всё возможно, поэтому жильцам нужно обсудить все нюансы предстоящего ремонта. И самое главное - определить уполномоченное лицо или группу людей, которые будут связующим звеном между собственниками и Фондом. Желательно, чтобы этот человек разбирался в вопросах капремонта. Еще один важный момент. Если собственники не провели собрание, то за них все решает орган местного самоуправления - муниципалитет. Никаких других вариантов быть не может. Потом бегать, жаловаться и писать в прокуратуру нет никакого смысла. Это еще раз подтверждает то, что нужно не полениться зайти на сайт или набрать номер Фонда и узнать сроки капремонта своего дома.
После получения Фондом протокола общего собрания собственников проводятся торги, теперь - на электронной площадке, что ускоряет и упрощает процедуру выбора подрядчика. По всем участникам торгов запрашивается информация по исполнению предыдущих контрактов, чтобы убедиться в их компетентности и надежности. Особенно это касается организаций, которые не работали в нашем регионе. В прошлом году капремонт жилых домов выполняли только псковские организации.
- Каким образом собственники могут повлиять на качество проводимого ремонта?
- На всех этапах выполнения работ они имеют право и должны осуществлять промежуточный контроль. В силу своих знаний и компетенций. Если уполномоченный не является профессионалом в данной сфере, но у него возникли сомнения, он всегда может обратиться в ФКР, независимую экспертизу или общественную организацию за разъяснениями. Помимо жильцов, контроль за капремонтом осуществляют Фонд, стройнадзор, Государственный комитет по делам строительства и ЖКХ, общественность. Должна проявить заинтересованность и управляющая компания, которой потом этим домом придется управлять.
Бывают и такие ситуации, когда собственники пытаются буквально руководить и контролировать каждое действие подрядчика, указывают, что и как ему делать. Это не способствует, а мешает делу. Есть жильцы, которые не ходят на собрания, а потом начинают предъявлять требования, отказываются пускать в свою квартиру, хотя закон четко говорит, что собственник обязан допустить до общего имущества. Например, при замене стояков, системы отопления, которая считается общедомовой до первого вентиля в квартире. При выполнении этих работ подрядчик берет на себя ответственность и при причинении какого-либо ущерба обязан устранить его. Со своей стороны и жильцы должны нести ответственность. Нужно понимать, что результат зависит от слаженности взаимодействий подрядчика и собственника.
- Можно ли минимизировать неудобства, которые возникают при проведении капремонта?
- Исходя из практики, это строительный мусор, ограничения парковки, временное отключение коммунальных услуг. Перед началом работ подрядчик обязан вывесить план-график проведения ремонта, с номерами ответственных лиц, датами, этапами и сроками. Если они нарушаются, есть повод обратиться в жилищную инспекцию. Подрядчик, как правило, готов идти на диалог с собственником, который будет ставить свою подпись под актом выполненных работ.
- Судя по опыту прошлого года, много ли объектов после капремонта принимается с первого раза?
- Таких домов довольно много. В некоторых актах указываются недоделки, которые подрядчик обязуется исправить в определенный срок. Но есть запущенные случаи, когда несколько раз комиссия выходит на приемку. Жильцы порой предъявляют к качеству ремонта слишком высокие требования, которые выходят за разумные пределы. А в акте выполненных работ обязательно должна стоять подпись собственника. В приемочную комиссию также входят представители заказчика - Фонда капремонта, подрядчика, строительного надзора, областного комитета по делам строительства и ЖКХ, управляющей компании или муниципалитета и по согласованию - некоммерческая организация. Гарантия на выполненные работы составляет не менее пяти лет. Это условие прописано при заключении контракта с подрядчиком.
Хочу пригласить собственников, которые хотят больше узнать о своих правах и обязанностях, чтобы управлять своим домом, на занятия в рамках проектов «Школа грамотного потребителя» и «Новое ТСЖ», которые проводит Союз собственников недвижимости Псковской области. Подробная информация на сайте: псковссн.рф
Любовь ПАВЛОВА.
plv@province-pskov.ru