Левашово как зеркало. Часть вторая

040
03
018
029
01
02
04
05
06
07
08
Фото: nbp-pskov.com

Левашово как зеркало. Часть первая

«Как много мертвых для клочка земли!
Для стайки птиц как много здесь крестов!
Деревья ввысь вершины вознесли,
В прозрачном небе – вата облаков.

Вокруг пасутся мирные стада
И словно день, а не траву жуют;
Несут кресты сквозь долгие года
Столбцы имён нашедших здесь приют.

Не знаю сам, как я попал сюда,
Я потрясён, меня бросает в дрожь…
Вокруг пасутся мирные стада,Стоят кресты погибших ни за грош».

«Военное кладбище», Морис Карем.

Слева возле ворот стоял план-указатель Левашово – где находится тот или иной памятник. Справа располагалось бывшее караульное помещение – типичный одноэтажный домик тех лет. Всё, как полагается: комната для начальника караула, комната бодрствующей смены, комната отдыхающей смены и т.п. Только теперь там музей и помещения для работников кладбища. Прямо вглубь кладбища уходила дорожка, возле которой висел большой колокол. Входящие и выходящие давали по одному удару в память о лежащих здесь людях…

Кладбище это не совсем обычное. Поскольку неизвестно, кто где лежит, то памятники стоят, в общем-то, произвольно. По сути, это одна огромная братская могила, где невозможно отделить одни останки от других. Кто поставил эти памятники? Да все желающие. Ведомства, землячества, администрации городов и областей и просто отдельные люди, чьи родственники лежат здесь, в Левашове. По сути, это народный объект, вроде Крестовой горы в Литве. Со стволов деревьев на нас смотрят портреты погибших – их поместили те, кто не мог привезти сюда памятник или поставить крест.


А деревья-то в основном молодые, старых, довоенных, я увидел совсем немного. Преобладают хвойные, но имеются и лиственные, в основном возле входа. Видны следы траншей, они повсюду, петляют в лесу, уходят под пешеходные дорожки…

Но нам надо торопиться. Сегодня здесь большое событие – открытие креста в память о православных братствах раннесоветского периода. Мы и так немного опоздали, и поминальная служба уже идёт. Служит сам митрополит Санкт Петербургский.

Позвольте объяснить, что такое православное братство, и почему они стали образовываться в то время.

Видите ли, в 18-19 веках многие считали, что Божья Благодать покинула Русскую Православную Церковь. Пётр Первый перестроил её на протестантский манер (ликвидировал Патриаршество и поставил над попами своего генерала), реформа Никона (1666 год – какая дата!) расколола. Многие думали, что Православие в России превратилось в «государственную религию», обслуживающую правящую номенклатуру. Что попы обуржуазились, и превратились в идеологическую обслугу бюрократии. Так думали не только революционеры, но и многие действительно верующие люди. Из уст иного черносотенца или миссионера исходила такая критика тогдашнего порядка вещей – не слабее, чем от какого ленинца!

И надо сказать, для этого были все основания. Даже главная икона России, Казанской Божьей матери, была потеряна позорнейшим образом, причем революционеры к этому не имели никакого отношения. «Не случайно, ох как не случайно, и Семнадцатый год к нам пришёл. Бог не делает что-то нечаянно – нераскаянный грех Он учёл…»

И вот тут, когда настал час тяжелейших испытания, оказалось, что не всё потеряно. Под аккомпанемент советских пушек, обстреливающих Кремль, было восстановлено Патриаршество. Часть духовенства предпочла смерть отречению от веры, став новомучениками. А когда же Советская власть укрепилась, миряне стали создавать тайные православные братства, как во времена языческой Римской империи. Нет, они не стали своей целью свержение действующей власти, они просто хотели жить по христиански. Как говорится, Богу – Богово, а кесарю – кесарево. Но как Римская империя, так и молодое советское государство не могло выносить несанкционированного схода граждан, неважно, с какими целями. Всё – только по приказу властей, и никакой самодеятельности!

Всё это члены православных братств знали. И, тем не менее, действовали, зная, что рискуют свободой, а может быть, и жизнью. Для «органов» — идеальная мишень. «Заговор церковников против Советской власти»! Тут ведь можно, без всякого риска и без особого труда, план перевыполнить, и орденок получить. Это тебе не с реальным белогвардейским подпольем бороться, тут опасности никакой, а награда та же самая…

Сколько их было, членов православных братств? Точного ответа мы не узнаем никогда, но в любом случае, несколько тысяч. Несколько тысяч людей предпочли риск, тюрьму и даже смерть за Христа – и кто после этого скажет, что Русская церковь умерла? Вот в память о них и поставлен этот Крест.

Под сводами сосен и елей раздавалось заупокойное пение, стелился дым из кадильницы. Горели свечи, службу вёл Санкт Петербургский Владыка. Потом выступали с речами официальные представители города и члены современных православных братств.


Ну а мы пошли дальше, вглубь Левашова, чтобы положить свой венок к псковскому кресту.

Вот мы проходим мимо памятника, установленного московским «Мемориалом» — скорее всего, с помощью правительства Москвы. Надпись на памятнике: «И сотвори им вечную память».

А вот крест и польский орёл – памятник полякам, лежащим в Левашове. Установлен консулом Польши и Санкт Петербургским землячеством. Освящал его отец Кшиштов. Надписи на памятнике – «Прощайте и простите нас». «Памяти поляков – жертв массовых репрессий, расстрелянных в 1937 – 1938 гг. Соотечественники».

Далее – памятник советским католикам. Надписи можно прочесть на фотографии. Кто финансировал установку, не знаю. Скорее всего, Ватикан или польское государство.

Ну, вот мы и пришли к Псковскому Кресту. Памятник расстрелянным псковичам – самый бедный во всём Левашове. И того бы не было, кабы не псковский кузнец Евгений Вагин – он сам его отковал, сам привез и установил. На свои деньги, так как больше было просто некому. Власти осваивали миллиарды на Изборской крепости и толкали умные речи о возрождении России, а платные демократы боролись с «путиноидами» и проклинали окаянный «сталинизм» в Интернете. Родственники репрессированных, по больше части, бедны, у них каждая копейка на учёте. Так что Евгению Вагину не оставалось ничего другого, как самому взяться за это дело. И спасибо ему за это…


(Продолжение следует)

Рахим Джунусов

Источник: Другой Псков

 
По теме
Сегодня начальник регионального УМВД России генерал-майор полиции Алексей Овсянников выступил перед депутатами Псковского областного собрания с ежегодным отчетом о деятельности органов внутренних дел региона в 2023 году.
Подозреваемых в кражах из магазина в Пскове задержали росгвардейцы. Об этом Псковской Ленте Новостей сообщили в пресс-службе регионального управления Росгвардии.
Пятилетнего ребёнка сбили в Печорах - InformPskov.Ru Водитель за рулём Volkswagen Polo допустил наезд на пятилетнего ребёнка. ДТП произошло на улице Псковской в Печорах, сообщается в Telegram-канале « Псковская сводка.
InformPskov.Ru
Врач из Уфы приехала работать в Псков. Фото: комитет по здравоохранению Псковской области - InformPskov.Ru Врач приёмного отделения, врач-невролог Севда Ахметшина начала работу в Псковской областной инфекционной клинической больнице, сообщили ПАИ в комитете по здравоохранению Псковской области.
InformPskov.Ru
2024 03 27 ПОУНБ Методисты - Порховская ЦБС 27 марта сотрудники Порховской центральной районной библиотеки посетили I региональную школу методистов , организованную Псковской областной универсальной научной библиотекой им.
Порховская ЦБС
Звезда сериала «Постучись в мою дверь» сыграет главную роль в турецком ремейке «Холопа» - Pln-Pskov.Ru Съемки адаптации российской комедии «Холоп» начнутся в Турции этим летом, главную роль сыграет актер Керем Бюрсин, известный по роли Серкана Болата в сериале «Постучись в мою дверь»,
Pln-Pskov.Ru