Город готовится к череде праздничных дней, которая для определённой группы населения рискует перерасти в традиционный алкомарафон. Конечно, действующий в регионе запрет на продажу спиртного с 21.00 до 10.00 способен доставить отмечающим некоторый дискомфорт. Впрочем, те, кто гуляет «всю ночь до утра», уже приучились запасаться. А в клиническом случае «сколько ни бери, всё мало» найдут, где отовариться, в любое время суток.
Между тем, администрация области планирует ввести ряд новых ограничений, касающихся торговли алкогольной продукцией. Грядущие изменения обсудили 11 декабря представители бизнеса. Председатель совета регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Валерий Лесников выступил ведущим встречи.
– Мы понимаем, какая сейчас обстановка, и поддерживаем администрацию и исполнительную власть в том, чтобы исключить вопрос распития и круглосуточной продажи спиртного в магазинах, которые работают под видом закусочных, – заявил Валерий Лесников, открывая заседание круглого стола.
Полусухой закон
Россия прочно обосновалась на четвёртом месте в алкогольном рейтинге, составленном Всемирной организацией здравоохранения. Эксперты фиксируют у нас потребление 15,7 литра чистого спирта в год на душу населения (среднемировой показатель ниже в два с половиной раза – 6,2 литра в год). Неудивительно, что большинство граждан настроены решительно и поддерживают ограничения на продажу алкоголя.
– Горожане, представители общественных организаций, которые входили в состав рабочей группы при разработке постановления, высказывались за ещё более жёсткие меры, – подчеркнула заместитель председателя государственного комитета Псковской области по экономическому развитию и инвестиционной политике Лариса Куликова.
Предприниматели осознают социальную ответственность, но от ужесточения законодательства на фоне неблагоприятной экономической ситуации, разумеется, не в восторге.
Если гипермаркетам всё нипочём, то по средним и малым игрокам рынка действия, направленные на снижение доступности алкоголя, могут ударить вполне ощутимо.
Валерий Лесников напомнил, что нормативный акт пока не подписан губернатором, и возможность внести в него коррективы ещё есть.
Контркультура потребления
Что, собственно, изменится в действующем постановлении? О каких-то драконовских (если не сказать, горбачёвских) запретах речь точно не идёт. Ограничение на продажу алкоголя в ночное время продлевается всего на час и будет действовать с 21.00 до 11.00. Также вводится дополнительный «трезвый день календаря» – 27 июня (День молодёжи).
Другие пункты документа направлены на то, чтобы устранить лазейки в законе, ранее позволявшие обходить запрет на ночную торговлю алкогольной продукцией. Временные ограничения предприятий общественного питания не касаются. А значит, установив барную стойку с парой табуретов и оформив получившееся заведение как «закусочную», можно от заката до рассвета продавать хоть пиво, хоть водку. Круглосуточный магазин при этом обзаводится соответствующей целевой аудиторией, а ни в чём не повинные местные жители страдают от нашествия пьющих и орущих молодцев.
– Общепитом тут и не пахнет. Люди не стесняются в выражениях – «забегаловки», «шалманы», «тошниловки», – так они называют подобные заведения. Мнение жителей города: нужен полный запрет на продажу алкоголя ночью, – сообщил заместитель председателя комитета социально-экономического развития и потребительского рынка администрации Пскова Андрей Сукманов.
Деятельность «псевдозакусочных» негативно сказывается и на репутации вполне благонадёжных заведений.
– Все проблемы, связанные с продажей алкоголя, стали причислять предприятиям общественного питания – над ними навис дамоклов меч. От общественных организаций было предложение ввести ограничение времени торговли алкоголем и для общепитов. Мне как предпринимателю обидно. Почему я должен отвечать за чужие нарушения? – заметил гендиректор группы компаний «Ресторанный партнёр» Андрей Филатов.
Обстоятельства места
С вступлением в силу нового постановления сомнительные «наливайки» в многоквартирных домах окажутся вне закона. При такой дислокации возможность продавать алкоголь сохранят за собой только соответствующие ГОСТУ 30389-2013 рестораны, бары или кафе.
– Заведение должно будет сертифицироваться. Это, конечно, финансовые затраты, но тогда предприниматель может быть уверен в своём бизнесе, – пояснила Лариса Куликова.
Но даже если предприятие общественного питания находится не в жилом доме, включить в меню «напитки покрепче» оно сможет только при наличии зала обслуживания площадью не менее 25-ти квадратных метров (в городе). «Питейное заведение» не должно будет располагаться в том же помещении, что и объекты розничной торговли алкоголем. Иными словами, сиротливый пластиковый столик, расположенный напротив винно-водочного прилавка, перестанет быть индульгенцией для круглосуточной продажи спиртного.
Изменения коснутся и нестационарных торговых объектов. В действующем варианте постановления уже есть запрет на продажу там алкогольной продукции с содержанием спирта не более 16,5%, а также пива и «производных». Теперь этот список расширят, включив в него как почти экзотические сидр и пуаре, так и весьма характерную для Псковщины медовуху. Исключение сделают лишь для точек сезонного характера.
А вот «энергетики» (они же – «слабоалкогольные напитки специального назначения с содержанием этилового спирта от 1,2% до 9% объёма готовой продукции, содержащие кофеин и (или) другие тонизирующие компоненты») авторы постановления планируют полностью убрать с прилавков региона.
Мера ответственности
Лариса Куликова также сообщила, что изменения будут внесены в Кодекс об административных правонарушениях:
– Ужесточаются штрафы – 50 тысяч рублей для должностных лиц и предпринимателей, 150 – для юридических лиц.
Физические лица по данной статье привлекаться не будут.
– Изменения в части штрафа – очень правильные. Нельзя скрываться за лицом продавца, потому что ему штраф меньше. Продавец – ваш сотрудник. Контролируйте его, ставьте камеры, судитесь с недобросовестными работниками, – высказался Андрей Сукманов.
Гендиректор ООО «Себор» Сергей Панков возразил:
– Одними штрафами для юридических лиц ничего не добьёшься. Если продавец торгует из-под прилавка, нужно наказывать его. И увеличивать сумму штрафа. Как только стали штрафовать продавцов за просроченный товар – 2500 рублей, – у меня в магазинах исчезла вся просрочка с витрин.
Не запретами едиными
Проект постановления не содержит каких-то радикальных мер. Но тенденция к по-степенному ужесточению правил торговли алкоголем всё-таки прослеживается довольно отчётливо. Как справедливо заметил Валерий Лесников:
– Сокращение доступности покупки спиртного – это один из эффективных способов борьбы с пьянством. Есть ещё и другие способы – улучшение социальной среды, доступности физкультурных объектов и многое другое.
Но реализуются ли эти меры в достаточном объёме? Запретить ведь гораздо проще, чем предложить альтернативу. Правда, опыт антиалкогольной кампании 1985 года вполне наглядно доказывает, что вырубка виноградников – не самый правильный путь. Исчезнут нормальные магазины – на смену качественной алкогольной продукции придут самогон, одеколон и далее по списку.
– Нет задачи мешать бизнесу. Власть требует, чтобы был определённый порядок. Потребитель требует определённого качества. Век нецивилизованной торговли прошёл, – обратился к собравшимся Валерий Лесников.
Остаётся надеяться, что это и в самом деле так.
Алёна Павловская