Три мифа о роли одной личности в одном театре


Как все уже знают, директор Псковского академического театра драмы имени Пушкина Сергей Дамберг отказался по существу отвечать на запрос Псковской Ленты Новостей о финансовой деятельности вверенного ему государственного бюджетного учреждения культуры.

Фото: http://red-torch.ru/

Смысл отписки тоже все помнят: отсылка журналистов к открытым интернет-источникам. Открытые источники действительно открывают многое. И еще они могут разрушить мифы, которые усиленно создает вокруг себя руководство театра.

«Театр в Пскове существовал только номинально», - сообщил новый художественный руководитель Псковского академического театра драмы имени Пушкина Василий Сенин в одном из своих первых «федеральных» интервью. И заметил, что в Пскове все дают ему советы, у всех много идей, но почему советчики свои идеи не реализовывали раньше - для него загадка. В отличие от своих предшественников Василий Сенин пришел, увидел, реализовал. На каких условиях? И что мы имеем в итоге?

Миф первый. Об эффективном использовании бюджетных средств

За время своего пребывания в роли художественного руководителя псковского театра Василий Сенин поставил на нашей сцене всего один спектакль. Зато какой?

Оценить его может каждый в соответствии со своим вкусом, а вот руководство театра это умудрилось сделать задолго до премьеры.  По информации официального сайта госзакупок согласно договору №01/12 от 10 декабря 2013 года из средств бюджетных учреждений были оплачены услуги режиссера Василия Сенина за постановку спектакля «Граф Нулин» . Объем выплаченных средств составил 230 тысяч рублей , срок оказания услуги - всего 10 дней - с 10 по 20 декабря 2013 года.

В услуги режиссера входил подбор исполнителей, проведение подготовительных репетиций в помещении радиозавода, читка пьесы, разработка художественного замысла театра. Заострим внимание читателя, что господин Сенин в это же самое время являлся художественным руководителем театра и получал заработную плату, выплачиваемую из скудного дефицитного бюджета Псковской области. Однако потребовалось дополнительно почти четверть миллиона, чтобы он «поставил» спектакль.

Может быть, господин Сенин ангажировал на псковскую премьеру звезд первой величины?  Может быть, произведение имеет сложную сценографию, продолжительно по времени и крайне трудоемко по исполнению творческого замысла? Не нам судить... Но мы можем, к примеру, довериться мнению писателя, поэта, драматурга и главного редактора «Литературной газеты» Юрия Полякова, который назвал сенинского «Графа Нулина» - «чудовищным»: «Спектакль, который мы увидели, был чудовищен. Чудовищен по непониманию того, что хочет зритель, что вообще есть интерпретация классики, что вообще есть новизна в театре». «Это был конфуз. Больше всего меня поразило отчаяние в глазах псковской интеллигенции, которая собралась в тот театр, замечательный, с иголочки, на премьеру, и пришла в ужас, увидев на сцене эту чепуху и беспомощность», - заявил, в частности, драматург.

Нельзя не отметить мужества режиссера, репетировавшего в декабре в неотапливаемом помещении радиозавода. И не оценить глубину таланта: за 10 дней он создал произведение драматического искусства продолжительностью 45 минут. Если брать в расчет только режиссерский гонорар, не учитывая затрат на костюмы, декорации, работу художника (эту роль Василий Сенин тоже взял на себя, помогая художнику Александру Николаеву) и прочие расходы, то минута «конечного продукта» обошлась в пять тысяч сто рублей. Это почти месячная зарплата повара в детском саду в каком-нибудь райцентре Псковской области. Но повар всего лишь четыре раза в день кормит детей, а не создает произведения искусства. «Графа Нулина» в Пскове показали «уже» три раза: в феврале 2014 года для гостей Пушкинского фестиваля, в мае и в сентябре. Еще раз подчеркну, на сегодня эта постановка - единственный режиссерский вклад художественного руководителя псковского театра в новый репертуар.

Зато не сходит со сцены (с малой) первая премьера 107-го сезона - спектакль «Четыре картины любви» по пьесе Лукаса Берфуса в постановке Виктории Луговой. Сумма вознаграждения режиссеру составила 88 тысяч рублей. Согласно графику к репетициям режиссер приступила в начале октября 2013 года. Премьера состоялась 23 января 2014 года.

Ни одна режиссерская работа в этом (и в прошлом) сезоне в сумму «нулинского» гонорара оценена не была, разница подчас колоссальная - в два или почти в три раза.

И всё равно это очень неплохие гонорары для театра, у которого в 2011-м году на постановки было 140 тысяч бюджетных рублей, по словам тогдашнего директора Татьяны Комиссаровской. В год! На всё - декорации, костюмы, гонорары режиссерам, авторские - драматургам. В сезоне 2010-2011 года театр выпустил шесть премьерных спектаклей («Валентинов день» и «Афинские вечера» и сейчас входят в репертуар «обновленного» театра), два спектакля для детей и еще 4 спектакля в рамках программы «Драмдесант». Как они это сделали - загадка. Но, еще раз напомним, что, по мнению господина Сенина, тогда «театр в Пскове существовал только номинально»…

Миф второй. Гастрольная программа - исключительная заслуга художественного руководителя

Мысль (она же - миф) простая , но повторяется часто: исключительно благодаря связям, авторитету, личному обаянию или даже гению художественного руководителя псковского театра в Псков приезжают на гастроли знаменитые (или просто хорошие) театральные коллективы.

Действительно, сейчас псковский театр лучше всего работает как театральное агентство или продюсерский центр. Но точно так же много лет прекрасно работает БКЗ областной филармонии и не видит в этом ничего героического (даже в организации музыкального фестиваля Crescendo) или какой-нибудь псковский клуб, как например КСК «Супер». Выступление столичной знаменитости (актера, певца или группы) может организовать любая частная компания. Более того, частный клуб или фирма вкладывают в организацию гастролей собственные средства, которые они вынуждены хорошо считать. И надеяться на отдачу.

Гастроли на сцене псковского театра оплачиваются либо из средств областного бюджета, либо из «средств бюджетных учреждений» (самого театра, надо понимать, этих средств у театра нынче 60 млн рублей на год). Все гастроли.

За счет средств бюджетных учреждений был оплачено два показа спектакля «Пять вечеров», это еще петербургский проект (то есть постановка) самого Василия Сенина - 1 млн 377 тысяч 484 рубля. Двухразовое исполнение спектакля «Танго» по пьесе Мрожека столичного театра «А.Р.Т.О.» - 718 тысяч 658 рублей. Заметим, что этот спектакль технически более сложен, чем «Пять вечеров», рассадка зрителей своеобразная - на 49 человек. Неподготовленный к событию зритель уходил в антракте, но спектакль был блестящий. Странно, что стоил скромнее очень традиционной работы Василия Сенина.

Liquid Theatre в прошлом сезоне порадовал псковичей двумя показами спектакля «Пока ты здесь» - 632 тысячи 32 рубля (областной бюджет), их «Svadьба» летом 2013 года обошлась в 370 тысяч рублей (только показ, без авиаперелетов труппы, размещения, транспортных расходов, питания). Выбор этих театров и спектаклей свидетельствует, прежде всего, о художественных предпочтениях Василия Сенина. И ни о чем больше.

Что касается титанических усилий по организации этих гастролей, то напомним: в Пскове появилась достойная сценическая площадка, современное оборудование и возможность оплаты гастролей из средств бюджета. Кем нужно быть, чтобы в таких условиях не организовать, например, благотворительный концерт оркестра под управлением Валерия Гергиева - за 2 млн рублей ? Или показ «Двенадцатой ночи» в постановке Деклана Доннелана (2 показа) - за 2 млн 200 тысяч рублей? Будущее наше удовольствие - «Сон в летнюю ночь» театра «Глобус» обойдется в 3 млн 807 тысяч рублей. И так далее...

В чем заслуга худрука? В умении пользоваться телефоном, интернетом и бюджетными деньгами? Или «Пять вечеров» Псков увидел исключительно по дружбе Василия Сенина с режиссером-постановщиком этого спектакля, а не за 1,3 млн рублей? А, может быть, наоборот: без Василия Сенина, но за те же деньги в тот же театр всё равно бы привезли «Двенадцатую ночь» Доннелана, как привозили его же «Бориса Годунова» в Пушкинские Горы в 2001-м году?  

Миф третий. Развитие псковского репертуарного театра

И всё-таки Василия Сенина призвали в Псков не как антрепренера, устроителя гастролей и фестивалей - с этими функциями справился бы любой профессиональный менеджер (на самом деле, должен справляться директор), а как художественного руководителя.

Василия Сенина пригласили заниматься развитием псковского театра: строить труппу, создавать новый репертуар, раз уж старый был так ужасен, возвращать зрителя в театр - на самом деле возвращать, а не сравнивать «посещаемость Пушкинского фестиваля» в год, когда театр был закрыт, и тогда, когда он после двух лет наконец-то открылся.

Надо сказать, что труппу Василий Георгиевич действительно стал «строить» - вплоть до вмешательства губернатора . И весь прошлый сезон на большой сцене шли исключительно гастрольные спектакли, за исключением двух (фактически - одного) показа «Графа Нулина». На малой сцене - тоже одна премьера. Не оставляет ощущение, что заняться репертуаром собственного театра Василия Сенина буквально заставили - в том числе опять же с привлечением губернатора. В итоге для нового сезона он пригласил 4 режиссеров для создания 4-х премьерных спектаклей. Сам же готовит в Новосибирске в театре «Красный Факел» спектакль «Декамерон» . А петербургские театралы ждут от него постановки «Женитьбы Фигаро» в «Приюте комедианта».

Может быть, псковский театр или бюджет Псковской области не тянет оплату услуг Василия Георгиевича как режиссера, учитывая размер его гонорара за «Нулина»? Или сам Василий Сенин тяготится работой в Пскове настолько, что очень немалую часть своего рабочего времени проводит в поездках по заграницам: то ли командировках, то ли отгулах, то ли отпусках? А репертуар театра, в том числе долгожданный новый, намного лучше прежнего? Или не худрук ставил - нечего и ждать шедевров? Так почему мэтр не вызывает огонь на себя? Или не разорится разок на такую звезду режиссуры, о работе которой на псковской сцене никто не мог даже мечтать? Впрочем, это вопросы риторические.

Марина Давыдова

Источник: Псковская Лента Новостей


Ещё новости о событии:

Три мифа о роли одной личности в одном театре - Pln-Pskov.Ru
Как все уже знают, директор Псковского академического театра драмы имени Пушкина Сергей Дамберг отказался по существу отвечать на запрос Псковской Ленты Новостей о финансовой деятельности вверенного ему государственного
13:07 10.10.2014 Pln-Pskov.Ru - Псков
Как все уже знают, директор Псковского академического театра драмы имени Пушкина Сергей Дамберг отказался по существу отвечать на запрос Псковской Ленты Новостей о финансовой деятельности вверенного ему государственного
12:04 10.10.2014 Vluki.Net - Великие Луки
 
По теме
- Весна -это не только время пробуждения природы, пение прилетевших птиц, но и пора наведения чистоты и порядка на школьном участке и прилегающей территории, с которой начал наш субботник весь коллектив,
Начальник областной полиции отчитался в Собрании о работе ведомства за 2023 год - Собрание депутатов Годовой отчёт о деятельности псковской полиции представил депутатам областного Собрания начальник Управления МВД России по Псковской области генерал-майор полиции Алексей Овсянников.
Собрание депутатов
Пятилетнего ребёнка сбили в Печорах - InformPskov.Ru Водитель за рулём Volkswagen Polo допустил наезд на пятилетнего ребёнка. ДТП произошло на улице Псковской в Печорах, сообщается в Telegram-канале « Псковская сводка.
InformPskov.Ru
Врач из Уфы приехала работать в Псков. Фото: комитет по здравоохранению Псковской области - InformPskov.Ru Врач приёмного отделения, врач-невролог Севда Ахметшина начала работу в Псковской областной инфекционной клинической больнице, сообщили ПАИ в комитете по здравоохранению Псковской области.
InformPskov.Ru
Оказать первую помощь или помочь в реабилитации. Будущие медики соревновались на чемпионате «Профессионалы» - ГТРК Псков Неотложная помощь, диспансеризация, перевязка ран. В Великолукском медицинском колледже прошел региональный этап чемпионата «Профессионалы» по компетенциям «Медицинский и социальный уход» и «Лечебная деятельность».
ГТРК Псков
Мастер-класс по изготовлению семейного оберега - Библиотека им. М.И. Семевского 2024 год в нашей стране объявлен Годом семьи. Мероприятие по областному проекту «Живем дыханием одним» в Отделе литературы на иностранных языках Центральной городской библиотеки им.
Библиотека им. М.И. Семевского