Пьеса «Мой папа - Дед Мороз» идеально сочетается с получасовой программой, которую показывают младшим школьникам перед спектаклем в театральном буфете. Вместо гастрономической там временно разместились химическая и физическая кухни.
Два шоумена с безобидными шутками демонстрируют детям искромётные научные фокусы. Это представление «Новогодние бусы Ньютона» научного шоу «Открывашка». Школьники громко радуются. Учительницы и родители от них не отстают. Уроженец графства Линкольншир сэр Исаак Ньютон , наверное, тоже был бы доволен.
Раньше такое можно было увидеть только тогда, когда в Псков приезжали шоумены из Тарту – из научного центра АХХАА (на Западе Edutainment, то есть развлечение+обучение, давно пользуется успехом). В советское время это называлось «учение с увлечением». Теперь у нас есть собственные «фокусники», показывающие «научные чудеса» («чудеса жидкого азота и твердого газа, научный Джинн появится из колбы, искусственный снег в ладошках» и т.д.). В них вовлекаются и взрослые, и дети.
Сцена из спектакля «Мой папа – Дед Мороз». Фото Андрей Кокшаров.
В эпоху ползучего мракобесия яркие научные шоу - это то, чего явно не хватает. Глобальное отупление намного опаснее глобального потепления. Дети, участвовавшие в научных опытах в театральном буфете, в день премьеры неохотно от них отрывались и шли потом в зал на спектакль. Два маленьких мальчика с билетами в руках искали свои места в зале и взахлёб разговаривали о химии. Не удивительно, если после возвращения домой они попросят родителей купить им книги по химии. Так многообещающе начиналось новогоднее представление в псковском театре.
«Пусть сбудутся все ваши мечты…»А потом начался спектакль. И это было не столь впечатляющее зрелище, хотя потенциал у пьесы уж точно не меньший, чем у научного шоу «Открывашка».
В новогоднем спектакле мальчик Миша из пьесы легко заменяется на Машу ( Екатерина Егорова ). Это самая безобидная замена. С «адаптацией текста в поэтическую форму» (адаптацию произвёл Владимир Дягилев ) всё вышло иначе. Почти с самого начала все герои вынуждены начитывать рэп. Это делают папа Маши Пётр Морозов ( Денис Золотарёв ), сама Маша, снеговик Коля ( Камиль Хардин ), Дед Мороз ( Виктор Яковлев )… Дед Мороз - в красной бейсболке одной известной фирмы с надписью O ff the Wall , знакомой всем скейтерам (типа «от стены», в смысле «от винта!»). Так мы впервые узнаём, что хип-хоп культура – явно не стихия Виктора Яковлева.
Сцена из спектакля «Мой папа – Дед Мороз». Фото Андрей Кокшаров.
Получилась рэп-сказка, в которой достоинства надо искать с помощью сложных научных опытов с применением оптических приборов.
Мало какая сказка способна держать на сцене внимание благодаря поэтическому тексту (за последние лет сорок это удалось Леониду Филатову и мало кому ещё). Впрочем, текст псковского шоумена Владимира Дягилева, конечно же, не поэтический. Это, скорее, рифмоплётство. Вдобавок «стихи» надо ещё и определённым образом декламировать.
Артисты стараются как могут, но такой прямолинейный подход, желание осовременить и без того современную сказку, приводит к тому, что представление временами превращается в нечто среднее между КВН регионального уровня и провинциальным актёрским капустником. Это заметно и во время рэп-декламации, и когда звучат песни под гитару, в частности слегка переделанная «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались».
Надо полагать, что таков был режиссёрский замысел – противопоставить старое новому. Дедушка Маши (тоже Виктор Яковлев) уставился в телевизор и смотрит «Иронию судьбы», с экрана звучит песенка «Если у вас нету тёти…». Мама Маши ( Мария Петрук ) суетится вокруг праздничного стола, расставляя блюда. Бабушка Маши ( Галина Шукшанова ) ворчит: «В наше время всегда был снег». На телевизионном экране вместо Жени Лукашина ( Андрей Мягков ) возникает некто Путин ( Владимир Путин ) и зачитывает традиционное новогоднее поздравление: «Пусть сбудутся все ваши мечты…» ( и это не рэп).
Сцена из спектакля «Мой папа – Дед Мороз». Фото Андрей Кокшаров.
А потом вдруг кремлёвские куранты в самый неподходящий момент застывают – заодно с дедушкой, бабушкой и мамой. Снег тает, а время застыло. Это не только игра слов, но неплохая завязка истории, достойная того, чтобы дальше всё развивалось по нарастающей.
«Значит, наступила зима…»Елизавета Бондарь - режиссёр хоть и молодой, но опытный. Она ставила музыкальные сказки, оперу для взрослых и детей, комическую оперу… Это было в «Геликон-опере», Новосибирском театре музыкальной комедии, Красноярском театре оперы и балета и других местах. В ГИТИСе, на факультете музыкального театра, в мастерской Дмитрия Бертмана , где училась Елизавета Бондарь, плохому не научат. Так что логично было бы ждать от музыкальной сказки чего-то большего, чем рэп-спектакль « Мой папа - Дед Мороз» с его анимичным битбоксингом (искусство создания битов, ритмов и мелодий).
Правда, как это часто бывает в современном театре, спасают всяческие эффекты: работа со светом, сценография ( Александр Николаев ), хореография ( Илона Гончар ), картинки-мультфильмы на большом экране… Детям и родителям не дают заскучать. Но необходимость зачитывать рэп сильно ограничивает артистов. Вместо игры они занимаются рэп-декламацией. А так как делать они этого не умеют, то получается так себе. Однообразная подача огорчает и вызывает совсем не праздничное удивление, похожее на недоумение.
В хип-хопе помимо всего прочего важна подача ( f low), то есть умение разукрасить свой текст грамотным эмоциональным тоном. Так вот, спектаклю пока не хватает подходящего эмоционального тона. И, скорее всего, это идёт от того, что он как бы музыкальный.
К тому же для хип-хопа это какой-то слишком замороженный s pelling (написание).* Каким бывает незамороженный, Театрально-концертная дирекция Псковской области продемонстрировала не так давно - на фестивале «Заповедник» во время выступления группы Anacondaz
В хорошем музыкальном спектакле музыка заводит и ведёт. Режиссёр Елизавета Бондарь это знает лучше многих других. Всё-таки она ставила «Колокольчик» на музыку Гаэтано Доницетти , «Трёхгрошовую оперу», «Мэри Поппинс, до свидания», «Алеко», «Иоланту»… Это всё очень разные композиторы: Доницетти, Вайль , Дунаевский , Рахманинов , Чайковский … Но их музыка обычно держит спектакль. В спектакле « Мой папа - Дед Мороз» держать нечему. Звучат дежурные тусклые рэп-речитативы, фонограмма «Если у вас нету тёти», фонограмма певицы Алсу «Зимний сон» («Если ты меня не услышишь, Значит, наступила зима…» ), песня под гитару в исполнении Дениса Золотарёва на мотив Олега Митяева , фонограмма гимна Российской Федерации… Не впечатляет. Некоторые дети в зале, услышав музыку и строки гимна «Россия, священная наша держава…» , встали.
Сцена из спектакля «Мой папа – Дед Мороз». Фото Андрей Кокшаров.
Было бы неплохо, если бы Елизавета Бондарь поставила на псковской сцене какой-нибудь настоящий музыкальный спектакль, не обязательно детский. Поющих артистов в псковской труппе достаточно. И это не те артисты, которые были в этот день на сцене.
А псковский новогодний рэп - слишком затянувшаяся (на час с лишним) шутка. Особенно учитывая то, что рэп или говоря шире – хип-хоп, к месту или не к месту и без того впихивают сейчас в какие угодно спектакли и представления.
Зато линия науки, сюжетно связанная со сказкой, очень перспективна. Мы видим столкновение науки и волшебства, которые только на первый взгляд друг другу противоречат. Дети смотрят сказку, попутно узнавая про свойства солёной жидкости, про особенность роста густого и влажного мха, про статическое электричество. Такие приёмы ещё Жюль Верн использовал. Они отлично подходят не только для научно- фантастических романов, но и для новогодних сказок.
Сцена из спектакля «Мой папа – Дед Мороз». Фото Андрей Кокшаров.
Вот совет для тех, у кого тает знакомый снеговик: чтобы замедлить таяние снеговика, нужно закутать его потеплее.
А заодно мы видим историю с самопожертвованием (эпизод со снеговиком и снегопадом). Нам показывают сказку, в которой нет отрицательных персонажей. Редкий случай.
Но какая же сказка без злодеев?
Если нет Снежной королевы, Бабы Яги или Кощея, то пускай таким отрицательным персонажем будет Псковский Рэп. И тогда земля содрогнётся.
***Как гласит шуточный Четвёртый закон Ньютона: «Тело, зажатое в угол - не сопротивляется». Сказку Марии Огневой «Мой папа - Дед Мороз» зажали в тиски псковского рэпа. Но Дед Мороз, учёный Морозов и снеговик Коля не сдаются. Зима продолжается.