12.12.2017, 12:48
Вузы конкурируют за абитуриентов, но пока не принимают во внимание нового конкурента, уже существующего – это онлайн-платформы. На сегодняшний день единицы вузов представляют свои курсы на международных платформах, где уже сейчас слушателями являются продвинутые студенты и школьники.
Протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 25 октября 2016 года № 9 утвержден паспорт приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации». Включение данного проекта по созданию цифровой образовательной среды в портфель Правительства Российской Федерации свидетельствует о важности решения задач по развитию новых образовательных технологий.
Перед вузами поставлена основная цель: создать к 2018 году условия для системного повышения качества и расширения возможностей непрерывного образования для всех категорий граждан за счет развития российского цифрового образовательного пространства и увеличения числа обучающихся образовательных организаций, освоивших онлайн - курсы до 11 млн. человек к концу 2025 года.
В связи с вышесказанным, Северо-Западным региональным центром компетенций в области онлайн - обучения при Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого были организованы курсы повышения квалификации по двум программам:
1. Современные технологии проектирования, разработки и внедрения электронных образовательных ресурсов.
2. Инструменты и сервисы разработки контента и организации электронного обучения.
Первыми слушателями предложенных курсов стали сотрудники и преподаватели вузов Северо-Западного федерального округа. Институт непрерывного образования Псковского государственного университета также направил своих представителей на повышение квалификации. Всего на курсы записалось 180 человек, но лишь 160 закончили и получили удостоверение. Слушатели на себе ощутили сложность прохождения онлайн-обучения на курсах повышения квалификации: жёстко установленное время для изучения тем, контрольные тесты в конце изучения каждого блока, итоговый тест с ограничением по времени и единственной попыткой, выполнение практических заданий.
8 ноября в Санкт-Петербурге состоялась научно-практическая конференция «Онлайн-курсы в образовательном процессе: тенденции, перспективы, проблемы». В рамках конференции обсуждался опыт организации массового обучения и методов повышения эффективности онлайн-курсов, прошли круглые столы, были подведены итоги обучения на курсах повышения квалификации и в торжественной форме прошла выдача удостоверений первым выпускникам. Псковский государственный университет представляла доцент Стрикунова Лариса Игоревна.
В первую волну выпускников Северо-Западного регионального центра компетенций так же попали профессор Мотайленко Лилия Владимировна, начальник подготовительного отделения Института непрерывного образования Титова Екатерина Леонидовна и старший преподаватель Гаврилов Алексей Алексеевич. В понедельник 11 декабря им вручили удостоверения о повышении квалификации в Институте непрерывного образования.
Внедрение электронного обучения в образовательный процесс позволит помимо привлечения новых студентов и абитуриентов, решить проблемы создания индивидуальных траекторий обучения для слушателей, повысить эффективность самостоятельного изучения отдельных тем студентами - это особенно актуально при сокращении аудиторных часов в программе изучения курса. Использование онлайн-курсов в учебных программах и представление собственных курсов на онлайн-платформах повышает рейтинг вуза и его известность не только на уровне России, но и на международном рынке образовательных услуг. В настоящий момент из университетов большую часть курсов создала Высшая школа экономики — 61 курс, далее по количеству курсов идут МФТИ, Томский государственный университет, МГУ им М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский госуниверситет, Санкт – Петербургский политехнический университет Петра Великого. Хотелось бы в будущем видеть в этом списке и наш Псковский государственный университет.