Победил Дух Закона

31 мая 2016 года Гдовский районный суд Псковской области отказал в полном объеме в удовлетворении требований жалобы Главы сельского поселения «Спицинская волость» об отмене Постановления Псковского УФАС о привлечении его к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7. 29 КоАП РФ 04 июля 2016 года апелляционная инстанция Псковского Областного суда оставила решение суда первой инстанции, а также Постановление Псковского УФАС без изменения, жалобу без удовлетворения. Тем самым суды двух инстанций пришли к выводу о неправомерности действий Главы сельского поселения, расходующего весь совокупный годовой объем закупок на оплату контрактов, заключенных с Единственным поставщиком.

Так, в 2015 году, главой были заключены 4 договора вместо 1 на выполнение работ по ямочному ремонту одной грунтовой дороги, протяженность каждого из участков не превысила 4,5 км. При этом, имея в бюджете сельского поселения целевые средства, в сумме 770,6 тыс., позволяющей объявить конкурентную процедуру по определению поставщика на данный вид работ, заказчиком было принято решение раздробить закупку на договора «стотысячники», дабы избежать конкурентных способов определения поставщика. Четыре контракта были заключены в декабре 2015 года с разницей в 4 дня, оплата по всем договорам произведена 22 и 24 декабря 2015 года. Таким образом, путем искусственного дробления одноименных работ заказчиком был осуществлен уход от основополагающих принципов Закона о контрактной системе, направленных на обеспечение конкуренции, профессионализма заказчика, ответственности за результативность и эффективность осуществления закупок, путем выявления в ходе закупки лучшего исполнителя работ. Обосновывая в судебных заседаниях правомерность своих действий, Глава сельского поселения указал, что п.4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе позволяет заказчику осуществлять все закупки у Единственного поставщика, и прямого запрета Закон о контрактной системе не содержит. Все государственные и муниципальные Заказчики очень хорошо знают и любят статью 93 44 - ФЗ о возможности осуществления закупки у единственного поставщика. Особенно ценен п.4 ч.1 ст. 93 в соответствии, с которым можно заключить контракт (договор) с любым исполнителем на осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей.

Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений. Однако, до 93 статьи в Законе есть еще много норм (а точнее 92), которые также должны исполняться и применяться Заказчиками. Ну, например, ст. 1 Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок. Или еще статья 7, гласящая о принципах открытости и прозрачности. А наша любимая статья 8 о принципах обеспечения конкуренции: Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок.

Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок. А статья 24 часть 5, в соответствии с которой, заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки. Ну и напоследок – Дух закона (цель Законодателя при принятии этого нормативного акта). Податель жалобы категорически отрицал существование понятий цели, принципы и дух Закона, указывая, что норма одного пункта статьи закона может трактоваться буквально и в отрыве от иных положений. А вместе с тем, совокупность норм Закона о контрактной системе говорит о том, что достичь целей, поставленных государством на экономию бюджетных средств, возможно только путем создания конкурентной среды. Да, законодатель не отрицает, возможность заключения договора до 100 000 рублей, которые могут быть потрачены заказчиком на срочные и непредвиденные нужды. При этом злоупотреблять правом, искусственно дробя единую закупку, неправомерно. В противном случае любая потребность заказчика может быть удовлетворена поставщиками «по договоренности», что сведет на нет все усилия государства по созданию конкурентной среды на товарных рынках и эффективности расходования бюджетных средств. Принятые судами решения являются прецедентными и ярко демонстрирующими, что закупочная деятельность государственных заказчиков должна осуществляться не за счет формального подхода к отдельно взятой норме закона, а путем соблюдения его норм в совокупности, с осознанием целей для которых он был издан.

«Безусловно, мы изучили ситуацию с финансами в этом поселении. Деньги были выделены в 1 полугодии в полном объеме. Почему не проводился отбор подрядчика, почему только в декабре, за неделю до конца года, какие были сложности, и еще много почему. Но экономически обоснованных причин не нашлось не одной. Мы и дальше при своих проверках будем очень внимательно следить за закупками заказчиков у единственных поставщиков. Именно эти контракты ищет малый бизнес, изучая Извещения заказчиков, поскольку крупные контракты им не «потянуть», а небольшие могут помочь сохранить их небольшой бизнес и несколько рабочих мест в районах области, где и так очень сложно с работой» - О. Милонаец

 
По теме
Сегодня начальник регионального УМВД России генерал-майор полиции Алексей Овсянников выступил перед депутатами Псковского областного собрания с ежегодным отчетом о деятельности органов внутренних дел региона в 2023 году.
Подозреваемых в кражах из магазина в Пскове задержали росгвардейцы. Об этом Псковской Ленте Новостей сообщили в пресс-службе регионального управления Росгвардии.
Подозреваемых в кражах из магазина в Пскове задержали росгвардейцы. Об этом Псковской Ленте Новостей сообщили в пресс-службе регионального управления Росгвардии.
Пятилетнего ребёнка сбили в Печорах - InformPskov.Ru Водитель за рулём Volkswagen Polo допустил наезд на пятилетнего ребёнка. ДТП произошло на улице Псковской в Печорах, сообщается в Telegram-канале « Псковская сводка.
InformPskov.Ru
Врач из Уфы приехала работать в Псков. Фото: комитет по здравоохранению Псковской области - InformPskov.Ru Врач приёмного отделения, врач-невролог Севда Ахметшина начала работу в Псковской областной инфекционной клинической больнице, сообщили ПАИ в комитете по здравоохранению Псковской области.
InformPskov.Ru
Звезда сериала «Постучись в мою дверь» сыграет главную роль в турецком ремейке «Холопа» - Pln-Pskov.Ru Съемки адаптации российской комедии «Холоп» начнутся в Турции этим летом, главную роль сыграет актер Керем Бюрсин, известный по роли Серкана Болата в сериале «Постучись в мою дверь»,
Pln-Pskov.Ru