Трагедия в небе над Синайским полуостровом в очередной раз заставила и специалистов, и всех нас серьёзно задуматься о безопасности авиаперелётов. Журналисты «Псковских Новостей» побывали в ОАО «Псковавиа», чтобы выяснить, как её обеспечивают псковские авиаторы.
Тут вам не Париж…
Этим летом журналисты нашей газеты делали репортаж о буднях успешной авиакомпании «Псковавиа». В этом же составе мы снова пожаловали в гости к авиаторам. Из-за собственной беспечности взять паспорта не удосужились. В конце концов, не лететь же куда-то мы собирались. Нам предстояло лишь переступить порог административного здания…
Но представители службы безопасности, узнав нас, по служебному удостоверению пропустить отказались. Не помог и телефонный звонок генеральному директору, с которым мы заранее договорились о встрече. Пришлось вернуться за паспортами.
Казалось бы, мелочь, но говорит о многом – поблажек здесь не делают никому.
О том, что сотрудники службы безопасности «Псковавиа» работают жёстко, невзирая на чины, знают все, кому доводилось улетать или прилетать из псковского аэропорта. Известный юморист Владимир Винокур, пройдя в Пскове досмотр, не выдержал и сказал в сердцах, но с юмором: «Меня так не проверяли даже в Париже».
– Я тогда спросил его, уверен ли он, что в его багаже нет предметов, которые могут стать проблемой для остальных пассажиров, – припомнил заместитель начальника службы авиационной безопасности Игорь Дроздов. – Винокур ответил утвердительно. «А в том, что их нет у других пассажиров или в их багаже?» И тут артист задумался.
А вот столичный чиновник, чьё имя сейчас на устах, не дал волю эмоциям и выполнил всё, что от него потребовали.
– Ему преподнесли в Пскове подарок в коробке. Он положил её перед вылетом в сумку, которую сдал в багаж. Во время просмотра её содержимого через сканер представитель службы безопасности увидел нечто похожее… на взрывное устройство – провода, батарейки. Чиновник не смог ответить на вопрос, что в коробке, пояснив, что не открывал её. Когда коробку открыли, то нашли в ней обычные подарочные часы, – рассказал Игорь Николаевич. – Зато других госслужащих, рангом ниже, а нередко и рядовых пассажиров иногда сильно раздражает процедура прохождения досмотра в псковском аэропорту. И они пишут жалобы. О чём это говорит? О том, что единые международные правила досмотра пассажиров соблюдаются строжайшим образом не везде, оттого наша работа вызывает удивление и недовольство.
Что интересно? Иностранцы воспринимают требования службы безопасности как норму – их не смущает и не обижает ни контактный метод досмотра с целью обнаружения под одеждой запрещённых предметов, ни требование снять для проверки верхнюю одежду, в том числе пиджак, или обувь на высокой подошве.
– Был случай, когда уроженец Азербайджана, имея необходимые документы для ношения травматического пистолета, пытался провезти его в кармане, – привёл пример Игорь Дроздов. – Оружие нами было обнаружено. Другой пассажир упорно отрицал, что в багаже у него есть запрещённый предмет, который показал сканер. Только когда чемодан был открыт, человек вспомнил про нож.
Порой возникают вопросы к пассажирам по поводу содержания багажа, поэтому мы досматриваем его в присутствии владельца.
По словам заместителя начальника службы авиационной безопасности, зачастую к вещам конкретного человека имеют доступ люди из его окружения, и не только. Практика других стран показала, что владелец багажа может даже не догадываться о том, что в его вещи что-то подложено. И это должна выявить служба безопасности компании.
Особое внимание она уделяет опаздывающим на рейс. Под этим предлогом, в надежде на формальный досмотр, пассажир может попытаться пронести на борт что угодно… Правда, в Пскове таких случаев пока не было.
– Всё, что поступает на борт судна, начиная с бортовых запасов – продуктов питания – и заканчивая багажом, тщательнейшим образом досматривается. И члены экипажа проходят такую же жёсткую процедуру досмотра, – пояснил генеральный директор ОАО «Псковавиа» Виктор Мартыненко.
Израиль, да и только…
– Средства массовой информации сообщают, что умельцы ИГИЛ успешно придумывают взрывные устройства, которые обычным способом в аэропортах не выявляются. Что можете противопоставить этому? – задали мы провокационный вопрос.
– Обнаружим их, даже не сомневайтесь, – с ходу ответил Игорь Дроздов. – У нас тоже есть свои тайны, но раскрывать их мы не намерены.
– А ещё в Израиле спецслужбы задают много вопросов пассажирам, чтобы выявить террористов, – не унимались мы.
– Они работают по методике «Профайлинг». Мы тоже взяли её на вооружение. Наши сотрудники прошли для этого специальную подготовку. Достаточно задать пассажиру пять вопросов, пока он оформляет у стойки документы, чтобы получить от него нужную нам информацию, – приоткрыл тайну Игорь Дроздов.
Для нас, журналистов, стало открытием, что при досмотре присутствует полиция, что в здании аэропорта работает и кинолог с собакой. Они ещё обследуют салон самолёта и багаж перед загрузкой на борт.
В отличие от столичных аэропортов, через псковский проходит не так много пассажиров. Это даёт возможность сотрудникам безопасности без спешки и суеты, в отведённое время уделить каждому из них, а также содержимому багажа максимум внимания.
Уверены в самолётах. Как в себе
Удостоверившись в том, что служба безопасности компании «Псковавиа» работает на совесть, мы почувствовали себя куда спокойнее. Теперь нам осталось выяснить, как авиатехники готовят самолёты к полётам.
Нам повезло: в этот момент на одном из пассажирских АНов проходили плановые работы по дефектации – скрупулёзный осмотр специалистами самого планера и его агрегатов. Технические работники определяли, нуждается ли что-либо в ремонте или замене.
Поразила серьёзность подхода: над самолётом «колдовали», в том числе, украинские специалисты с государственного предприятия «Антонов», которое выпускает АНы, а также представители государственных научно-исследовательских институтов гражданской авиации и аэронавигации.
Говоря об авиатехниках и инженерах компании, нужно отметить, что основная их часть – пенсионного и предпенсионного возраста.
– Это означает, что в команде работают профессионалы с огромным опытом. Им известен любой дефект, поэтому они могут устранить любую проблему быстро и качественно, – пояснил заместитель генерального директора по авиационно-техническому обеспечению, технический директор Владимир Усачёв.
Он объяснил, что существует регламент технического обслуживания, разработанный конструкторами самолёта. В строгом соответствии с ним крылатая машина и обслуживается. Есть оперативная форма техобслуживания, которое выполняется перед вылетом и после него, а также более трудоёмкое техобслуживание с периодичностью 500 часов и 6 месяцев.
Мы с любопытством разглядывали двигатели самолётов – мощные и безотказные. По словам механиков, к примеру, двигатель АН-24 рассчитан на 22 000 полётных часов. Через каждые 4000 полётных часов он проходит капитальный ремонт на заводах в Ростове или Армавире. Весь этот регламент в «Псковавиа» соблюдается неукоснительно – в противном случае самолёт к полёту просто не допустят.
– Может ли самолёт с незначительными неисправностями быть допущен к перевозке пассажиров? – спросили мы.
На лице Владимира Леонидовича увидели удивление.
– Любая неисправность должна быть устранена перед вылетом. В противном случае самолёт заменяется, – отрезал он.
В руководстве полётной эксплуатации прописаны лишь неисправности, с которыми машина может долететь до базы эксплуатанта для ремонта.
Заглянув в кабину АНа, мы поразились обилию разных приборов. Нам пояснили, что некоторые из них дублируют друг друга дважды, а то и трижды.
– В нашем парке – шесть АН-24, три АН-26. Из них шесть пассажирских. И ещё есть вертолёт. Самолёты выпущены в период СССР, они очень надёжные в эксплуатации. При этом в них заложен тройной запас прочности.
Имея собственную ремонтную базу и первоклассных специалистов, мы уверены в безопасности своих самолётов так же, как в себе, – констатировал Владимир Леонидович.
Цитата
Виктор Мартыненко, генеральный директор ОАО «Псковавиа»:
– Летайте, не бойтесь! Мы гарантируем нашим пассажирам авиационную, техническую и лётную безопасность. Лучшее подтверждение моим словам – наличие у нашего предприятия действующих лицензий и сертификатов. Кстати, по итогам подготовки «Псковавиа» к осенне-зимнему сезону замечаний по технике и персоналу мы не получили. А незначительные замечания, касающиеся документации, сразу устранили.