Смирная лошадка и поющие ангелы - выходные в «Михайловском»

Смирная лошадка и поющие ангелы - выходные в «Михайловском»
Смирная лошадка и поющие ангелы - выходные в «Михайловском»
Смирная лошадка и поющие ангелы - выходные в «Михайловском»
Смирная лошадка и поющие ангелы - выходные в «Михайловском»
Смирная лошадка и поющие ангелы - выходные в «Михайловском»
Смирная лошадка и поющие ангелы - выходные в «Михайловском»
Фото: businesspskov.ru

Помните, что говорит пушкинской Лауре её безымянный гость? «Одной любви музыка уступает; но и любовь - мелодия».   «…Как гений чистой красоты»   Так что, согласитесь, было бы, по меньшей мере, не по-пушкински, прожить без музыки День семьи, любви и верности (он же - День Петра и Февронии Муромских) в Пушкинском Заповеднике. Концерт в честь праздника устроят в Тригорском. Неспроста - ведь в здешнем удивительном доме во времена Пушкина всё время кто-нибудь да был влюблён! Кроме того, в память о милых здешних барышнях, часто певавших модные романсы или игравших на рояле, музейщики давно проводят тут «Летние вечера в русской усадьбе» - программы-встречи с музыкантами, актёрами…    Василий Звонцов. Тригорское (1969; из собрания Пушкинского Заповедника).   Именно здесь, в господском доме, сейчас проводят встречи с музыкантами, поэтами, актёрами   На этот раз перед жителями и гостями Пушкиногорья выступит   замечательная певица, дипломант международного конкурса, солистка Большого театра России Елена Новак.   Её имя, но главное - голос, богатого тембра меццо-сопрано, хорошо известны любителям оперного и, шире, вокального искусства в нашей стране и за рубежом. Выпускница Российской академии музыки имени Гнесиных по классу профессора Зары Долухановой, в 1999 году Елена Новак стала солисткой оперной труппы ГАБТа. В 2002 году, кстати, она участвовала в памятном жителям Псковской области спектакле «Борис   Годунов», когда шедевр Мусоргского труппа Большого театра давала под стенами Святогорского монастыря всё в тех же Пушкинских Горах. Тогда Елена пела партию царевича Фёдора.   Вообще же в репертуаре певицы - партии Ольги в «Евгении Онегине» и Лауры в «Иоланте» Чайковского,   княжны Марьи в «Войне и мире» и принцессы Линетты в «Любви к трём апельсинам» Прокофьева. Она - миссис Мэг Педж в «Фальстафе» Верди, Лель в «Снегурочке» Римского-Корсакова, Матушка Гусыня в «Похождениях повесы» Стравинского и даже - совсем уж для наших певцов экзотика - Гонерилья в опере «Видение Лира» японского композитора Тосио Хосокавы. Исполняет Новак и многие другие, очень разные, чрезвычайно сложные в вокальном и актёрском плане оперные роли, а ещё - партии в мессах и ораториях, и здесь тоже можно перечислить много громких названий и высоких имён.    Елена Новак в роли Дуняши в опере Н.А. Римского-Корсакова «Царская невесты».
Фото с сайта Государственного Большого театра России
  Однако в программу «Летнего вечера…» в Тригорском певица и её концертмейстер, дипломант международного конкурса Мария Щербакова решили включить музыку камерную: вокальные и фортепианные миниатюры - романсы на стихи Пушкина и других русских поэтов и пьесы из «Времён года» Чайковского.    «Катит по-прежнему телега…»   В псковских пушкинских местах, впрочем, и перестук колёс простой деревенской телеги звучит как музыка - эдакое соло под аккомпанемент птичьей мелочи из Михайловских рощ. Летом «пассажиром» такого диковинного сегодня, а при Пушкине - самого что ни на есть обычного транспорта можно стать в любой выходной день и даже в пятницу.      Конные прогулки по Пушкинскому Заповеднику особенно хороши тем, что позволяют посмотреть на местные ландшафты с необычного ракурса, ощутить смену живых картин природы в неспешном их чередовании. Кроме того, лошадка идёт по дороге, которая в другие - «канонические» - экскурсионные маршруты обычно не попадает: из Бугрова до Рысцова, да мимо озера Маленца… За час (примерно столько нужно смирной животинке, чтобы пройти шесть километров)   экскурсовод-возница расскажет массу интересного - в том числе и о том, как да куда сам-Пушкин тут то верхом, то в телеге ездил.      Столичные жители   «Деревенская тема» вообще постоянно и мощно звучит в музейных экспозициях музея-заповедника. Его директор Георгий Василевич часто говорит, что в России - две городские столицы, Москва и Петербург, и одна деревенская, наше псковское Михайловское. Правоту его слов уже подтвердил Пушкин - своими стихами, прозой, письмами. И продолжают подтверждать многочисленные гости, которые однажды открыв для себя эту деревенскую глубокую, многозначную простоту, возвращаются сюда снова и снова.    Вот так же впервые просто гостем побывала в Святогорье москвичка Наталья Ковнир. Было это, страшно сказать, чуть ли не полвека назад, в 1970-х годах. Много позже, уже в 2000-х, здесь, на Псковщине,   в Новоржевском районе, в деревне Кисляково у художницы появился дом. И с тех пор по пять-шесть месяцев в году магистр искусств, член московского Союза профессиональных художников и объединения художников-акварелистов Midi-Pyrenees (Франция) проводит в наших местах. Потому что, говорит, - «самые красивые в Европе», а ещё - потому что «здесь ангелы поют».   Наталья Ковнир. В ожидании хоровода (2012)   Совместный проект музея и Натальи Ковнир - выставка «Занятиям деревня учит…». В экспозиции, с одной стороны, тридцать «деревенских» акварелей Натальи Ковнир: почти невесомые и легко-стремительные дети, миловидные девушки, женщины в крестьянской одежде - за работой или в минуты отдыха, игры, разговора, а то - поющие или в танце. На отдельных акварелях, по признанию художницы, запечатлены участники фольклорного фестиваля «Псковские жемчужины», который традиционно проводят в Пушкиногорье.   Наталья Ковнир. На воле - на горе. (2016)   Вторая составляющая проекта - в противовес «акварельному» ряду - будто нарочито плотная, «вещно-зримая». Это предметы из коллекции декоративно-прикладного искусства Пушкинского Заповедника, всего порядка полусотни вещей крестьянского обихода, подавляющее большинство которых - старинные (то есть, специалисты датируют их XIX - началом ХХ столетия). Каталки для глаженья белья, лопата, которой вынимают хлеба из русской печи, кочерга и ухваты, мера для зерна, разнообразные крынки и ковши, вёдра и грабли, серп и совок для сбора ягод, пастушеский кнут и коромысло, образцы одежды и лапти разного плетения, многое, многое другое, отражающее самобытную народную культуру - в широком смысле этого слова. Вещи, рассказывающие о «простой» и гармоничной жизни, которая была так интересна и мила Пушкину.   Полотенце льняное, скалка для глажения белья. Из собрания Пушкинского Заповедника.    В Михайловском кажется, что, были бы желания и воля, всем нам до этой простоты и гармонии - рукой подать…   __________________________________________________________   Музеи-усадьбы Государственного Пушкинского Заповедника и Центр творческих музейных программ открыты для посетителей и работают ежедневно, с 10.00 до 18.00, а по субботам - до 19.00.  Стоимость входного билета в музеи и на выставки в зависимости от объекта показа, статуса посетителя (студент, пенсионер и так далее), а также наличия/отсутствия экскурсионного сопровождения от 30 до 250 руб. Дети до 18 лет проходят в музей бесплатно. Стоимость билета на выставки в НКЦ заповедника от 10 до 80 руб. На выставки в «Льняном амбаре» (музей-усадьба «Михайловское») и в «Баньке» («Тригорское») вход свободный.  О желании побывать на конной экскурсии «Катит по-прежнему телега…» лучше сообщить заранее по телефонам 8 (81146) 2-21-36 и 8 (81146) 2-23-21. В одну   поездку экскурсовод может принять до пяти человек. Отъезд в 10.00, 11.30, 14.00, 15.30. Стоимость поездки - 1200 руб.  Концерт Елены Новак 8 июля в Тригорском начнётся в 18.00. Цена билета - 500 руб.      
 
По теме
В Псковском музее-заповеднике открылась выставка современной мозаики «Великий сказочник», посвященная 180-летию со дня рождения композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова.