Проректор ПсковГУ: У населения растет доверие к Псковскому университету


Совсем скоро в Псковском государственном университете начнется приемная кампания. Вуз предлагает абитуриентам множество программ и направлений подготовки по самым разным специальностям, в том числе появившимся в университете совсем недавно. Тем не менее, по-прежнему треть выпускников стремится поступить в вузы в столичных городах. «России без регионов не существует», – замечает проректор по учебной работе Владимир Микушев, но соглашается с тем, что этот процент в ближайшем будущем должен естественным образом значительно уменьшиться. Выпускники уезжали и продолжают уезжать за «возможностями», многие из которых уже сейчас открыты в Псковском государственном университете.

О причинах «утечки будущих мозгов», проблеме выбора направления обучения, а также о преимуществах обучения в Пскове и возможностях, которые уже сегодня предоставляет Псковский государственный университет, Центру Деловой Информации рассказал проректор по учебной работе Владимир Микушев.

Спрос на популярные специальности зачастую рожден Голливудом

- Владимир Михайлович, сегодня абитуриенты могут подать документы сразу в пять вузов. И многие псковские выпускники после окончания школы нацелены отправиться учиться в столичные вузы. Есть ли какие-то конкурентные преимущества у Псковского университета в этой ситуации? 

- Эта ситуация сложилась в Пскове до появления Псковского государственного университета. Выпускники школ с наиболее высокими баллами – примерно 30-40% – выезжают продолжить обучение в другие регионы, причем как в столичные: Москву, Санкт-Петербург, так и в Тулу, Тверь, Новгород и т.д. Так получилось не только из-за того, что какие-то направления, специальности не реализуются в Пскове. Из разговоров с родителями и выпускниками школ складывается впечатление, что многие думают, что в Пскове нет возможностей для дальнейшей карьеры и обязательно нужно, несмотря на все ненужные лишения, связанные отрывом от семьи, от дома, получать образование где-то на стороне. На мой взгляд, такое мнение не соответствует сегодняшней действительности. Ведь Псковский университет и был задуман как ведущий вуз региона, задачей которого, помимо актуальной подготовки и переподготовки профессиональных кадров, является также создание возможностей для получения высокого уровня университетского образования по направлениям, актуальным для Псковской области и для России в целом. В ином случае ситуация оставалась бы бессистемной и в основном ориентированной на спрос граждан, интересы которых сформированы не существующей реальностью, а запрограммированы голливудскими грезами и иллюзиями: повальным увлечением быть только «абстрактным» юристом, менеджером, дизайнером или экономистом.

Смысл миссии Псковского университета – создание «человеческого капитала», предоставление стартовых «возможностей» будущей взрослой карьеры, за которыми уезжали выпускники, на месте, «дома». Выполнение этой миссии требует, чтобы жители области понимали, что получить серьезное образование различного уровня можно в Псковском университете.

Собственно, для этого и существуют разные уровни образования: среднее профессиональное образование, бакалавриат и магистратура, аспирантура, которая с 1 сентября называется уровнем подготовки специалистов высшей квалификации. По опыту участия в приемных кампаниях в Пскове я вижу, что в большинстве случаев оптимальный путь для конкретных выпускников школ – это более низкую ступень высшего образования (бакалавриат) закончить в Пскове, а затем, если ты считаешь, что тебе для завершения образования необходимо использовать какие-то уникальные ресурсы, которых нет в Пскове, но которые имеются в другом университете, тогда уже поступать на уровень магистратуры или аспирантуры, например, в Стэнфорд, что в наше время совершенно реально.

Хотя, как показывает жизнь, большинство студентов, обучаясь какой-то период времени здесь, дома в Пскове, принимает решение продолжить обучение на более высоких уровнях образования в родном университете, но такое решение уже не бывает случайным, а является взвешенным и осознанным. Я думаю, что в результате мы придем к средним общемировым цифрам, когда уезжать на обучение в другие регионы будет не 40% выпускников школ, а 5-6%. И это будет нормально.

Конечно, очень важно предлагать в Пскове спектр актуальных образовательных программ, которые действительно нужны, на которые люди пойдут учиться. В этом случае у человека будет построен будущий карьерный путь, в том числе с последующей перспективой работы в регионе. Например, для выпускника медицинского направления – кем лучше быть: 7-м человеком, который подает инструменты, в операционной столичной больницы, или человеком, который рано начнёт оперировать в Пскове? Что эффективней для карьерного роста? Молодым людям решать самим. В большинстве случаев именно вовлечённость в программы социально-экономического развития региона является аргументом более весомым, чем сиюминутный денежный доход. Профессиональный рост для образованных молодых людей чаще оказывается важнее. Нужно переломить негативную установку в головах, что в Пскове невозможен профессиональный рост, а он возможен только где-то в больших мегаполисах. Это неправда. Если мы сумеем сменить эту парадигму, если сумеем в стенах Псковского университета давать специальности с уникальными компетенциями, то ситуация изменится.

А преимущества обучения здесь очевидны: ты учишься дома, среди родных, друзей, не тратишь жизненные силы на ненужный стресс, у тебя имеется больше времени именно на образование, обучение. Мыкаться по общежитиям или жить вдалеке от дома – это не преимущество, это большое ущемление в правах.

«Университет – место, где предоставляются возможности»

- Сколько абитуриентов в этом году планирует принять университет?

- Абитуриентов мы планируем принять не меньше, чем в прошлом году. Я хочу сказать, что исходя из уменьшения количества выпускников школ, в стране довольно сильно сокращена государственная поддержка обучения в вузах, которая среди населения имеет название «бюджетная форма обучения», а среди специалистов по образованию – контрольные цифры приема (КЦП). Несмотря на то, что в других вузах страны очень сильно сокращены цифры бюджетного приема по многим направления и специальностям, министерство пошло нам навстречу и в Псковском университете этого не произошло. В целом на программы высшего образования у нас прием сохранен на прежнем уровне – 700 с лишним бюджетных мест.

Традиционно есть также прием на платные программы. Думаю,   что мы в этом году примем не меньше чем в прошлом – это еще порядка 500 человек.

- Почему не на все программы имеется бюджетный прием?

- В соответствии с законом об образовании, статьи которого вступили в силу с 1 сентября, теперь бюджетные места на 1 курс возможны только для программ, которые прошли государственную аккредитацию. То есть, например, уже 3 года в университете идет обучение в бакалавриате «Физика». Но в связи с тем, что еще не было первого выпуска (а аккредитация направления происходит по первому выпуску), министерство не может поддержать обучение физиков бюджетными местами, даже если это образовательное направление актуально и очень важно для развития России. Это новое и с нашей точки зрения не очень логичное решение. Есть открытые в нашем университете специальности, которые официально признаны соответствующими приоритетным направлениям модернизации и технологического развития экономики Российской Федерации. Например, Программная инженерия или Медицинская кибернетика. Это приоритетные специальности. Но в связи с тем, что мы только второй год принимаем на эти специальности, бюджетных мест на первом курсе сейчас нет.

- Сколько программ предлагает вуз абитуриентам?

- За те два года, которые университет существует, было введено 25 новых актуальных программ. Мы ведем подготовку по 40 направлениям и специальностям и 100 образовательным программам. Есть и новые программы, которые сейчас находятся в стадии лицензирования. Например, программы, которые мы разработали по заказу рыбопромышленников Псковской области: высшего образования «Водные биоресурсы и аквакультура» и среднего профессионального образования "Ихтиология и рыбоводство". Ни для кого не секрет, что помимо громадных Псковского и Чудского озер, в регионе космическое число озер, пригодных для рыборазведения. Почему этого не происходит? Да просто нет людей, кто бы мог это делать. Есть инвесторы, есть рынок, а людей, имеющих соответствующий уровень образования, которые могли бы этим заниматься, их просто нет. Затем мы открываем новые программы и в Великих Луках, в том числе Дошкольное образование. Расширяем спектр программ педагогических. Например, с 1 сентября Филологический факультет реализует 5-летний профиль, выпускники данной программы получают две учительские специальности – учитель русского и английского языков. Очень много открываем новых программ магистратуры.

Говоря о программах подготовки специалистов, наверно следует упомянуть, что мы в связи с приграничным положением Псковской области с 1-го сентября открываем актуальную программу «Таможенное дело» на Финансово-экономическом факультете.

Что касается факультета Медицинского образования, где только в этом году студенты первого набора оканчивают первый курс по «Медицинской кибернетике», мы имеем намерение с 1 сентября открыть прием на программу «Медицинская биохимия». Она, наверное, будет еще более востребованной выпускниками школ области. Большим спросом будут пользоваться специалисты по «Клинической психологии». Существует еще много новых образовательных программ, в том числе программ среднего профобразования. Подробнее об этом можно узнать на страничке «Абитуриенту» на сайте университета.

Развитие университета идет интенсивно. Продолжается актуализация программ, работа над методическим обеспечением научно-учебного процесса, подключение к актуальным программам иных образовательных организаций страны – тех, у которых ресурс в отдельных предметных областях лучше. Только в апреле у нас запланированы визиты из трех авторитетных университетов с целью разработки и реализации совместных образовательных программ.

Нас посетит делегация из Санкт-Петербургского государственного технологического университета растительных полимеров. Вуз на северо-западе является лидером по программам обучения в сфере энерго- и теплосбережения. Также запланирована встреча с делегацией Московского государственного университета управления. Мы договорились, что в первую очередь будем говорить о совместных программах в области транспортной логистики. Наш будущий партнёр обеспечивает специалистами транспортную логистику Москвы и Московской области. Всем понятно, какое значение имеет транспортная логистика для Псковской области и какой здесь заложен экономический потенциал. Есть договорённость о встрече на уровне руководства университетов с Балтийским федеральным университетом им. И. Канта (г. Калининград) для введения в реализацию ряда совместных программ в сетевой форме. С первого сентября начнётся реализация пока на уровне магистратуры ряда совместных англоязычных программ с зарубежными университетами в Прибалтике, США и Италии.

Направление развития Псковского университета – это направление открытости. Поэтому мы привлекаем наиболее авторитетные вузы и организации для того, чтобы наши образовательные программы были совместными, чтобы уровень обучения соответствовал высоким критериям. Мы также открыты для населения. Если кто-то хочет стать специалистом в части синхротронной физики и работать на Большом андронном коллайдере в Церне или на Фабрике нейтронов в Гатчине– пожалуйста! Мы готовы после предварительной подготовки на кафедре Физики в дальнейшем направить по нашим взаимным связям хоть в Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт», хоть в МИФИ.

У нас прошла встреча с директорами «продвинутых» псковских школ в рамках проекта «Университетские классы», где вовлечение школьников в перспективные планы Псковской области будет проходить уже непосредственно в школе. В этих классах будут работать не только преподаватели из университета по соответствующим предметам: обучение будет проводиться с использованием имеющихся ресурсной базы университета, которая конечно превышает возможности школ. Более того, ученики этих классов будут пока ещё не студентами, но уже слушателями университета.

- У учащихся университетских классов будут льготы при поступлении ?

- Университет – это такое место, где наиболее полно предоставляются возможности. А воспользуется этими возможностями молодой человек или не воспользуется – это его личное дело. Мы предоставляем возможности быть классным специалистом, возможности получить уникальную компетенцию в том или ином направлении. И то же самое касается учеников университетских классов. Мы предполагаем дать им возможность получить такой уровень образования, имея который, поступить в университет, а самое главное потом учиться в университете не является непреодолимой трудностью. Это самая ценная льгота.

Не куда легче, а куда хочется

- Какие направления являются наиболее популярными?

- По-прежнему популярны направления: юриспруденция, экономика, менеджмент, популярно также и медицинское направление, и лингвистическое. На информатику и историю очень много заявлений. Трудно сказать, какие программы в университете не пользуется популярностью… В университет можно подать три заявления, и уже по ходу решать, что больше нравится. У меня такое ощущение, что если человек нормально в школе учился, он все равно по результатам ЕГЭ будет зачислен и надо бы выбирать не те направления, куда легче будет поступить, а те, куда хочется пойти учиться. Ведь в стране реально нет безработицы. Безработные – это либо те люди, которые не хотят работать по имеющимся вакансиям и кому экономически выгоднее быть безработным, либо те, кто не нашел себя и не имеет достаточного образования. Но то, что в стране есть острейший кадровый голод на подготовленных специалистов – уже установленный факт, как и то, что вместе с развитием экономики этот кадровый голод в стране будет только усугубляться.

- Университет проводит мониторинг рынка труда. Какие профессии сегодня наиболее востребованы?

- В университете создан Центр кадрового потенциала. Он и проводит мониторинг рынка труда не просто на результатах статистических исследований, а путем интенсивных контактов с промышленниками, с руководителями предприятий и организаций, и по спектру образовательных программ, которые мы вводим в реализацию, виден результат этого мониторинга. Актуальность программ определяется этими контактами. Чаще нужны не просто специалисты с наименованием определённой квалификации в дипломе. Наименование само по себе – общая характеристика, которая, в общем, о деталях содержания не говорит. В реалии даже те компании, с которыми мы взаимодействуем, требуют набор компетенций: «Нам нужен такой человек, чтобы знал механику, умел программировать, знал электротехнику и еще что-то». Поэтому задача – не просто выпустить инженера-электромеханика, а подготовить электромеханика, который к своей базовой учебной программе еще может то, то и то. Это означает, что ему можно и нужно добавить учебный модуль из образовательной программы другой специальности. А может быть, он должен проучиться одновременно на другом факультете (такая возможность обучения сразу на двух программах имеется и называется параллельное обучение), а может быть ему нужна одновременно программа в рамках допобразования. Получается что студент, попадая в университет и откликаясь на призывы тех или иных работодателей, выбирает свой индивидуальный образовательный маршрут и приобретает нужную для себя композицию компетенций (знаний, умений, навыков). А университет предлагает такие образовательные маршруты, у нас это называется «образовательной логистикой», при этом в Псковском университете, как и должно быть, математике учит математик, химии химик, философии философ, языкам филолог и лингвист, юридические предметы ведут юристы, экономику преподают специалисты в области экономики, программированию учит программист и т.д. В этом и есть сила университета.

- И все же, какие профессии востребованы?

- Все востребованы! Востребован человек, который многое знает, умеет. А лучше – умеет то, что другие не умеют делать или быстро учиться уметь делать то, что другие не могут. Это идеал выпускника. Возможно, эта компетенция рождается на соответствующем уровне образования уже по ходу работы на предприятии. Отсюда у нас идет развитие и прикладного бакалавриата и дуальных программ – для того, чтобы студент во время обучения уже работал в фирме, представлял, что ему нужно узнать, чтобы получить конкурентные преимущества.

Требуются учителя, инженеры, лингвисты, физики, математики, информатики, медицинские кибернетики. Назовите, что может быть неактуально? Безработицы ведь нет. Проблема нашей области заключается в том, что наших выпускников хотят везде, а не только в Псковской области. А наша программа заключается в том, чтобы построить путь профессионального развития у нас в области. Потому что кадровый кризис в стране будет только углубляться. И здесь не надо путать два понятия: получить в руки бумажку об окончании чего-либо или уметь что-то. Для тех, кто умеет, нет никаких проблем, чтобы делать то, что они хотят. Без работы не останется никто.

- В прошлом году открыт факультет Медицинского образования, на котором сейчас обучают по специальности «Медицинская кибернетика».  Не планируется ли открывать обучение по более распространенным медицинским специальностям, ведь известно, что медицинских кадров в регионе не хватает?

- «Лечебное дело» все же требует большей проработанности и большего ресурса. У нас сейчас идут переговоры об открытии на базе университета и лечебных учреждений Пскова программ другого вуза. Заинтересованность вузов, имеющих достаточную базу для реализации «Лечебного дела», в том, чтобы здесь открыть подготовку совместно с университетом имеется. Но это сложно, потому что это самая дорогая для реализации программа высшего образования у нас в стране, требующая огромного ресурса. Мы все же стремимся к тому, что берем на себя возможность обучать студентов по тому или иному направлению тогда, когда мы можем это делать на требуемом современном уровне. То, чего мы пока не можем, мы не делаем. К этому относится и обучение «Лечебному делу».

- Если абитуриент не определился с выбором профессии, как может вуз помочь ему сориентироваться?

- Речь идет о профориентационной работе. Сейчас на факультете психологии есть курсы профессионального самоопределения. Психологи с помощью своих методов определяют склонность школьников к тому или иному направлению развития. Университетское «Управление по приему в университет, профессиональной ориентации и содействию в трудоустройстве выпускников» проводит Дни карьеры. «Приемная комиссия» работает в открытом режиме: в её помещениях постоянно дежурят работники, дети, родители, учителя могут в любое время туда прийти и получить полную информацию. Как еще сориентировать? Сориентировать можно в школе. Для того и университетские классы открыли.

- Эта работа уже приносит плоды?

- Когда университет организовывался, то многими воспринимался как механическое объединение двух вузов и трех учреждений СПО. Сейчас прошло два года, и мне кажется, что родился принципиально иной вуз, с иным спектром образовательных программ, с иным образом реализации этих программ. Это действительно открытый университет с привлечением многих практик, которые есть в нашей стране. У Псковского университета, как вы уже наверное поняли из этого интервью, совсем иные миссия и стратегия. Нужно время для того, чтобы население региона это поняло и поверило в это, мгновенно такие вещи не происходят. Многое ещё предстоит сделать в самом университете. И потом, в конечном итоге авторитет университета определяется репутацией его выпускников. Что касается количества заявлений в университет, в том числе, и от жителей области, мы видим, что у населения неуклонно растет доверие к Псковскому университету.

Беседовала Инна Ильина

Источник: Псковская Лента Новостей


Ещё новости о событии:

Совсем скоро в Псковском государственном университете начнется приемная кампания.
16:28 01.04.2014 ПсковГУ - Псков
Совсем скоро в Псковском государственном университете начнется приемная кампания.
14:40 01.04.2014 Vluki.Net - Великие Луки
Проректор ПсковГУ: У населения растет доверие к Псковскому университету - Pln-Pskov.Ru
Совсем скоро в Псковском государственном университете начнется приемная кампания.
13:16 01.04.2014 Pln-Pskov.Ru - Псков
 
По теме
27 марта 2024 года на базе "Псковского агротехнического колледжа" прошел второй соревновательный день Регионального чемпионата "Профессионалы" по компетенции "Эксплуатация кабельных линий электропередачи" .
В рамках регионального чемпионата «Профессионалы» Псковской области 2024 на базе ГБПОУ ПО «Псковский агротехнический колледж» была реализована профориентационная программа «Экспедиция в профессиональное будущее» для обуч
Новое расписание единого государственного экзамена с учётом пересдач могут утвердить до конца апреля, заявил глава Рособрнадзора Анзор Музаев в ходе заседания комитета Госдумы по науке и высшему образованию.
26 марта 2024 года «Псковский агротехнический колледж» принимал делегацию из Республики Беларусь: Синявский Геннадий Анатольевич , директор учреждения образования «Оршанский государственный колледж продовольствия»,
26 марта 2024 года в ГБПОУ ПО «Псковский агротехнический колледж» состоялся круглый стол в рамках Деловой программы Регионального чемпионата «Профессионалы» Псковской области в соответствии с планом работы Ресурсного цен
С 24 по 29 марта на базе Идрицкого филиала ГБПОУ ПО «Псковский агротехнический колледж» проходит Региональный этап Чемпионатного движения «Профессионалы» Псковской области 2024 по компетенции Ветеринария .
«Главное в умении оказать первую помощь - это практика, поскольку часто эти навыки показывали нам только в школе на уроках ОБЖ или в вузе на занятиях по военной подготовке.
Военный комиссариат города Великие Луки, Великолукского, Куньинского и Новосокольнического районов Псковской области объявляет набор граждан мужского и женского пола из числа учащихся 11 классов,
26 марта 2024 г. стартовал первый соревновательный день на площадке «Эксплуатация кабельных линий электропередач» Регионального этапа чемпионата «Профессионалы» Псковской области.
Бюджетный комитет Собрания поддержал проект о повышении стипендий будущим педагогам  - Pln-Pskov.Ru Поэтапное увеличение размера стипендий студентам, заключившим договор о целевом обучении в сфере образования, поддержали члены комитета по бюджету, финансам и налоговой политике Псковского областного Собрания депутатов.
Pln-Pskov.Ru