Сферическая гроза в вакууме

Постановка Евгения Марчелли «ГрозаГроза» на нынешнем Пушкинском фестивале вызвала гипераншлаг – а как же еще, столичный театр привозит «самую классическую» пьесу, где в главной роли «самая псковская» актриса. По результатам, кажется, отписались уже все псковские журналисты – кину заодно и я свои несколько запоздалые пять копеек.

Не вдаваясь в подробности распределения ролей и перечисление спецэффектов, поскольку все это и так расписано в нескольких статьях, перейдем сразу к сути. Спектакль этот продуманный, цельный, красивый, с интересными решениями и собственной атмосферой. Кажется, тут есть все слагаемые успеха, но, тем не менее, что-то не складывается, не срабатывает. По моему скромному мнению, как раз сильные стороны этой постановки и не дают ей раскрыться в полной мере.

Интерпретация «Грозы», как режиссер объясняет это в интервью , начинается с того, чтобы «сбрить бороды» - избавиться от «купеческой России», очистить речь персонажей от характерных оборотов, осовременить, чтобы привести к «драматургии чеховского типа». Этот эксперимент вполне ему удается – очищенная «Гроза» не имеет уже никакого отношения к русской провинции XIX века. Казалось бы, идеальное поле для драматического конфликта, сферическая «Гроза» в вакууме.

Но из этой же точки начинаются и проблемы: оторванное от изначальной почвы провинциальное «темное царство» не приживается ни на какой другой. Все попытки некоторым внешним образом привязать героев и действие к современности – будь то песня «Ленинграда», костюмы, высокие каблуки или модные самокрутки, которые сворачивают и курят Катерина с Варварой – кажутся неудачными. Получается, что мир, в котором живут герои пьесы, не соотносится ни с каким образом действительности. Можно ли осуществить «Грозу» в столь непростых условиях? Попробуем проследить логику постановки.

В сущности, какая разница, существует ли мир, в котором происходит действие драмы? Это же театр, здесь любой мир можно сделать реальным. Вот только придется выпятить его детали, характерные черты, сделать рельефнее, эффектнее, ярче. Отсюда – столь тщательная проработка ролей второго плана, что каждая из них – как маленький шедевр. Благодарный зритель разрывается, не зная, кому отдать предпочтение – Кабанихе или Феклуше, Дикому или Кудряшу. Отсюда же – усиление характеров до предела, до крика, до истерики. Собственно, когда раздается первая реплика Катерины – «отчего люди не летают так, как птицы» - понимаешь, что в мире, утверждающем себя на сцене, все кроме нее – безумцы, одержимые, разрываемые подавленными желаниями.

Какое-то время впечатление это сохраняется – кажется, любой, кого Катерина втягивает в сферу своего личного пространства, вдруг приходит в себя, отрезвляется, становится похож на нормального человека. Но долго это продолжаться не может, ведь задача – в этой сумасшедшей атмосфере провести драматический конфликт. Как на этом выпуклом фоне вывести главных героев? Очевидно, они должны быть еще ярче, еще безумнее, чем все остальные; их страсти должны стать совсем запредельными.

И Катерина отбрасывает доводы рассудка и ныряет в общую круговерть – срывает строгий костюм и бросается в бассейн, и вот она уже сливается в одном дыхании с вечно окровавленным – прямо как зомби – Борисом, и вот уже у нее начинаются какие-то безумные галлюцинации с русалками. Всеобщая истерика нарастает, возгоняется, и… концовка тонет в какой-то совершенно тарантиновской уже кровище. Все чрезмерно, все напоказ, все совершается раньше времени. Два раза уже искупавшаяся Катерина даже утопиться больше не может, и просто растворяется во тьме. Финал, дальше идти некуда.

«Как бы режиссеры ни рвали жилы, чтобы вырваться из традиционной системы координат, ни разу не встречал решения, которое бы меня убеждало», - говорит Марчелли в уже цитированном интервью. Удалось ли вырваться из «традиционной системы координат» ему самому? Безусловно, да. Вот только оказалось, что вне этих координат – пространство, с размерностью больше трех, в котором не с чем себя соотнести, не на что опереться.

Алексей Жихаревич
 
По теме
Адское зелье. Часть вторая - Газета Псковская губерния На юбилейном Пушкинском фестивале, фигурально выражаясь, сбривают бороды и бакенбарды с героев и авторов На лекции, прочитанной воскресным вечером 11 февраля в Пскове на XXV Пушкинском театральном фестивале,
17.02.2018
Фото с сайта www.vedomosti.ru - InformPskov.Ru На третий день XXV Пушкинского театрального фестиваля в Псковском драмтеатре был аншлаг.
11.02.2018
Рыба моей мечты - InformPskov.Ru В третий день Пушкинского театрального фестиваля зал перед большой сценой трещал по швам.
11.02.2018
 
Житель Ленобласти убил соседа, мешавшего ему спать - Iluki.Ru Следственным отделом по городу Гатчина следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ленинградской области завершено расследование уголовного дела в отношении 26-летнего жителя Нижегородской области.
17.07.2018 Iluki.Ru
 «Каждый должен четко понимать, что изменения в пенсионной системе назрели, – прокомментировал председатель Торгово-промышленной палаты Псковской области Владимир Зубов изменения в пенсионном законодательстве.
17.07.2018 InformPskov.Ru
17 июля около 2:10 на 515-м километре автодороги Санкт-Петербург - Невель в Невельском районе неизвестный водитель на неустановленной автомашине совершил наезд на 69-летнего пешехода.
18.07.2018 InformPskov.Ru
Открытие фотовыставки «От Абрене до Пыталово» состоялось в районном музее Дружбы народов 18 июля - InformPskov.Ru 18 июля в краеведческом музее Дружбы народов Пыталовского района состоялось открытие фотовыставки «От Абрене до Пыталово», с которой стартовал цикл мероприятий, посвященных празднованию Дня города.
18.07.2018 InformPskov.Ru
У Пскова прорезался голос - BusinessPskov.Ru Все давно привыкли, что на московском Арбате или питерском Невском проспекте в любой вечер можно послушать самую разноплановую музыку - от рока и джаза до шансона и фолка.
18.07.2018 BusinessPskov.Ru
Названы псковские участники шоу ко Дню города, которое состоится в Пскове 21 июля - InformPskov.Ru Танцевальное шоу «Баккара», певицы Алена Шайн, Джана и Анна Летунова, вокальная группа «Персики» а также ведущий Николай Королев выступят в рамках праздничной программы ко Дню города на Октябрьской площади в Пскове 21 июля.
17.07.2018 InformPskov.Ru
Сегодня, 18 июля, начальник Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области Армен Мнацаканян провел рабочую встречу с представителями отделения Немецкого Красного Креста из города-побра
18.07.2018 InformPskov.Ru
Два года назад псковские археологи сообщили, что на территории Новосокольнического района, у деревни Горожане, ими обнаружено поселение эпохи викингов, располагавшееся на пути «из варяг в греки».
17.07.2018 InformPskov.Ru
17 июля Государственная Дума приняла в третьем чтении законопроект об изменении в порядке обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
18.07.2018 InformPskov.Ru
Депутаты гордумы внесли изменения в бюджет Пскова - Администрация г.Пскова Сегодня, 18 июля, в ходе очередной 13-й сессии Псковской городской Думы шестого созыва депутаты внесли изменения в бюджет Пскова на 2018 год за счет безвозмездных поступлений и субсидий,
18.07.2018 Администрация г.Пскова
d - Администрация г.Пскова Сегодня, 18 июля, Глава города Иван Цецерский в рамках рабочей встречи познакомился с новым руководителем филиала Академии Федеральной службы исполнения наказаний Дмитрием Панариным.
18.07.2018 Администрация г.Пскова
В связи с проведением ремонтных работ планируется отключение электроэнергии в населенных пунктах: 19.07.2018 с 09.00 до 17.00 д. Плаксино, д.Васьково, д.Березье, д.Савино, д.Гусаково, д.Букино, д.Волково,
18.07.2018 Великолукский район