В ближайший четверг на сцене псковского драмтеатра выступит знаменитый питерский ансамбль Billy’s Band, который на этот раз приготовил не обычный концерт, а самый настоящий спектакль. В аннотации к «Блюзу в голове» говорится, что зрители познакомятся с историей самого коллектива и «жизнью разного творческого люда – музыкантов, художников, фотографов». Фронтмен группы Билли Новик рассказал Псковскому агентству информации об особенностях программы и поделился мыслями о современном искусстве.
- Пётр Мамонов, когда выступал в псковском театре, сказал, что многие приходят на его концерты, ожидая, что это будет творческая встреча по мотивам фильма «Остров», и оказываются разочарованы. Кто приходит на ваши спектакли и чего они ждут? Многие ли хотят услышать только ваш ранний «алкоджаз» и получат ли они его?
- Учитывая наше нечастое появление в Пскове, я думаю, что придут те, у кого все срастется: возможность прийти, желание - не ежеминутное, а которое накопилось за какое-то обозримое время. Я ожидаю как старых, так и новых поклонников современного Billy’s Band, а также тех людей, которые любят и ценят современный театр. Это будет вроде бы музыкальный концерт Billy’s Band, но в неком театральном сценографическом расширении, что расширяет круг тех, кому это понравится.
- В Пскове в последние годы ожесточенное противостояние между сторонниками «классического» театра – простого, понятного - и приверженцами театральных экспериментов. Кому из них понравится «Блюз в голове», как вы думаете?
- «Блюз в голове» – там основные препоны из-за так называемой цензуры, что можно, а что нельзя. Billy’s Band тут приближается к граням недозволенного. Несмотря на то, что это не классический академический театр, он не является и «современным театром» в плохом смысле этих слов. Это музыкальный концерт с театральным расширением.
- А какой театр вы сами предпочитаете?
– Я предпочитаю классический академический театр. Во главе угла я всегда ставлю не режиссерские прочтения произведений, а именно авторский текст. То есть, если я иду на Шекспира, мне бы хотелось послушать в первую очередь текст Шекспира. И только в последнюю очередь - режиссерские решения, как он в современном мире видит переложение классики. В данный момент моей жизни меня это интересует в меньшей степени. У меня нет возможности самому сидеть и прорабатывать текст. Поэтому мне хотелось бы максимально нейтрально видеть то, как это уже устаканилось в академическом театре.
Я не очень приветствую в театре эпатаж и крайние меры. Но до тех пор, пока слышен текст автора произведения, я готов списать это на реализацию режиссерских амбиций и прочтение. Но когда это становится в ущерб произведению, или текста не слышно, или вырезаются огромные куски ради того, чтобы показать, с моей точки зрения, очень спорную сцену, то здесь я начинаю испытывать дискомфорт.
- Каких современных режиссеров вы бы отметили?
Обычно я нахожу что-то общее, как правило, по жизненным взглядам на то, что искусство есть по своей сути, по нравственным, культурологическим, эстетическим вопросам. Мне нравятся такие режиссеры как Андрей Прикотенко , Василий Бархатов . Это из молодых. Но современными по-прежнему являются режиссеры Большого и Малого драматических театров, очень уважаю их творчество.
- Насколько ваша постановка «Блюз в голове» автобиографична?
- Дело в том, что «Блюз в голове» - это не только мой спектакль, это продукт целой группы людей. Это участники Billy’s Band, это режиссер Алла Резникова , художник-сценографист Гала Филатова , это такой сборный образ. И, конечно же, можно сказать, что он полностью автобиографичен, но не судьбе одного участника, это такой собирательный автобиографический спектакль.
- Спектакль «Блюз в голове» – не первый ваш опыт в театре. Есть еще «Игры в Тома Уэйтса». Почему вы решили заняться этим видом искусства?
- Потому что у нас это стало получаться. Это не то, что в один прекрасный день решили: а не сделать ли нам театр. Это как бы исподволь, вместе с нашим развитием, само нашло нас. Нас всегда окружали очень творческие люди, художники, сценографисты, осветители. Они говорили: «Хотите, я вам сегодня посвечу? Хотите, сделаю некий экшн на сцене, арт?» Конечно, мы открыты для экспериментов, и самые сильные и действенные фрагменты такого взаимодействия в итоге и вошли в эти две театрализованные программы.
- Нет желания поставить что-то по мотивам известных или даже классических произведений? Большой мюзикл, например?
- Мюзикл - вряд ли, а вот некоторые классические произведения… Например, я бы хотел поставить «Контрабас» [моноспектакль по пьесе Патрика Зюскинда - ПАИ ]. Это был бы спектакль человека, который реально играет на контрабасе - в нашем театре беспрецедентное явление. Но сейчас я трезво расставляю приоритеты и знаю, что я могу сделать гораздо больше полезного иными способами, нежели своими театральными движениями.
- Над какими новыми проектами вы сейчас работаете?
- Помимо Billy’s Band – это мой основной жизненный проект – я работаю над проектом «Билли Новик и Петербургский Джазовый Актив». Сейчас мы делаем целую программу на деньги, которые выделены в качестве гранта государством. Программа называется «Петербургский джаз в массы» - это целая плеяда концертов и мероприятий. Также я сейчас реанимирую, заново создаю проект и уезжаю в тур, который называется «Билли Новик поет песни Егора Летова». Будет такой российский тур на эту тему. Помимо этого, мы записали два трека с большим джазовым оркестром Сержа Богданова в Петербурге. Тоже очень интересное звучание, старые советские песни… Участвую в виде музыкального руководителя в шумном петербургском юмористическом спектакле, который называется «Это Питер, детка». Он будет идти все лето, первый показ - уже 19 апреля.
- Неожиданно для многих вы записали диск с песнями Егора Летова. Какие еще сюрпризы ждут ваших поклонников?
- Диск будет выпущен 5 апреля, это и есть сюрприз.
- Вы публикуете в соцсетях фрагменты записок о себе. Когда они выйдут в виде книги?
- Когда я услышу какое-либо предложение от издателя, пока тишина.
- Заметки достаточно откровенны и самокритичны – легко ли было решиться на публикацию? Зачем вам это?
- Мне абсолютно легко, потому что мне скрывать нечего, с одной стороны. А с другой - я не планировал публиковать, я планировал написать их просто для себя, чтобы выгрузить это из головы. Ну, а потом, когда прошло время, страсти улеглись, и мне ничего не стоит их публиковать.
Ульяна Ловыгина