Романтический тринадцатый: фестиваль Crescеndo в Пскове сделал ставку на детскую искренность, юношеский максимализм и взрослую виртуозность

Романтический тринадцатый: фестиваль Crescеndo в Пскове сделал ставку на детскую искренность, юношеский максимализм и взрослую виртуозность
Романтический тринадцатый: фестиваль Crescеndo в Пскове сделал ставку на детскую искренность, юношеский максимализм и взрослую виртуозность
Романтический тринадцатый: фестиваль Crescеndo в Пскове сделал ставку на детскую искренность, юношеский максимализм и взрослую виртуозность
Романтический тринадцатый: фестиваль Crescеndo в Пскове сделал ставку на детскую искренность, юношеский максимализм и взрослую виртуозность
Романтический тринадцатый: фестиваль Crescеndo в Пскове сделал ставку на детскую искренность, юношеский максимализм и взрослую виртуозность
Романтический тринадцатый: фестиваль Crescеndo в Пскове сделал ставку на детскую искренность, юношеский максимализм и взрослую виртуозность
Романтический тринадцатый: фестиваль Crescеndo в Пскове сделал ставку на детскую искренность, юношеский максимализм и взрослую виртуозность
Романтический тринадцатый: фестиваль Crescеndo в Пскове сделал ставку на детскую искренность, юношеский максимализм и взрослую виртуозность
Романтический тринадцатый: фестиваль Crescеndo в Пскове сделал ставку на детскую искренность, юношеский максимализм и взрослую виртуозность
Романтический тринадцатый: фестиваль Crescеndo в Пскове сделал ставку на детскую искренность, юношеский максимализм и взрослую виртуозность
Романтический тринадцатый: фестиваль Crescеndo в Пскове сделал ставку на детскую искренность, юношеский максимализм и взрослую виртуозность
Фото: businesspskov.ru

Вечное стремление к прекрасному и бесконечное становление творческого Я - эти вечные ценности романтизма оказались как никогда востребованными на XIII фестивале Crescеndo, который стартовал вчера в Пскове. Само название фестиваля созвучно мировосприятию именно романтическому, кризисному, балансирующему на грани мечты и действительности, света и тьмы, звука и тишины.

***

Программа первого дня фестиваля в основном состояла из произведений ярчайших музыкантов-романтиков XIX-XX веков: Франц Шуберт, Эрнест Шоссон, Жорж Бизе, Сергей Рахманинов. Даже Бах - то ли из-за соседства с Шубертом, то ли из-за артистической подачи, и то превратился в махрового романтика.

Круг музыкантов первого дня фестиваля Crescеndo подобрался под стать. Уральский молодежный симфонический оркестр («молодежка» в профессиональной среде) под управлением дирижера Энхбаатра Баатаржава (Энхэ) - это единственный в России оркестр-академия, сочетающий образовательную функцию и концертную практику. Оркестр создан в декабре 2006 по аналогии с молодежными составами зарубежных симфонических коллективов. В его составе – 67 учащихся и студентов высших и средних специальных музыкальных учреждений Екатеринбурга, прошедших конкурсный отбор. Воспитанники оркестра-академии, овладевая навыками профессионального оркестрового исполнительства, приходят на смену ветеранам «большого» оркестра. Проводятся не только репетиции и концерты с выдающимися дирижерами и солистами, но и особая образовательная программа: встречи и мастер-классы с представителями различных исполнительских школ, изучение традиций исполнения классических и современных оркестровых сочинений. В репертуаре молодежного симфонического - масса произведений романтиков - Бетховена, Шумана, Равеля и др. Увертюра в итальянском стиле Франца Шуберта, которой открылся симфонический гала-концерт в псковском БКЗ филармонии, не только поддержала праздничное настроение, царящее в зале, но и подарила слушателям истинное наслаждение. То нежная, то тревожная, то спокойно-отрешенная, то динамично-наступательная, но неизменно гармоничная для слуха, привыкшего к классической строгости, - музыка увертюры во всей полноте выразила тонкую хрупкую романтическую душу художника.

Когда был объявлен следующий номер концертной программы (это был Концерт № 5 для фортепиано с оркестром, часть 1 И.С.Баха) и его исполнитель - шестилетний Елисей Мысин вышел на сцену, зал ахнул: «маленький Моцарт!» На самом деле это сравнение не ново для мальчика - именно так называли его поначалу в родном Ставрополе, а теперь - и по всей России. После того как в эфире одного из телеканалов Елисей исполнил концерт Баха для фортепиано с оркестром, прославленный виртуоз Денис Мацуев сыграл с мальчиком в четыре руки его авторскую пьесу «Торнадо» и пригласил маленького музыканта в летнюю творческую школу фонда «Новые имена» в Суздаль. А проголосовавшие за него зрители обеспечили пианисту путевку в финал всероссийского конкурса юных талантов «Синяя птица». Юный музыкант порадовал псковичей своей непосредственной манерой исполнения и пьесой собственного сочинения («Марш Хэллоуин»).

«Поэма» для скрипки с оркестром Эрнеста Шоссона, прозвучавшая далее в исполнении скрипачки Александры Конуновой , прошла стремительным вихрем над залом БКЗ, продемонстрировав не только профессионализм музыкантов, но и насыщенную эмоциональность подачи. Крещендо страстей подразумевал сам музыкальный текст, вобравший в себя размышления композитора над сюжетом фантастической повести Тургенева «Песнь торжествующей любви». Слушая Александру, хотелось воскликнуть как Станиславский: «Верю!» - верю, что колдовские звуки скрипки могут внушать нечеловеческие страсти и заставлять умирать от любви.

Первое отделение гала-концерта завершил Концерт для фортепиано с оркестром Сандро Небиеридзе в исполнении автора. Сандро Небиеридзе с двух лет влюблен в шедевры Верди и Бетховена, с детства пишет музыку и блестяще исполняет как свои, так и классические произведения. Сегодня ему 16, и он известный и талантливый пианист, гастролирует по Европе и России, его всюду встречают овациями и с гордостью и восхищением приглашают на концерты. Музыковеды считают, что произведения Сандро продолжают прокофьевско-барберовскую линию романтизма ХХ века.

Концерт, который прозвучал в Пскове, был посвящен памяти Сергея Прокофьева и прозвучал в духе завета великого композитора: «Музыку надо сочинять большую. Мелодия должна быть простой и понятной». В простую мелодию, конечно, вклинивались современные диссонансы и аритмия - но это лишь усилило очарование сыгранного, акцентировав скрытые, подводные течения в русле юношеского максимализма. 

***

Второе отделение гала-концерта открыла Фантазия на темы оперы «Кармен» Бизе-Борна. Солировала флейтистка Екатерина Корнишина . Музыкальная жизнь Екатерины началась в возрасте 4-х лет на одной из самых знаменитых сцен России – Большого театра России, в составе детского хора. В 13 лет она становится победителем конкурса «Новые Имена» и Президент Фонда «Новые имена», Денис Мацуев, активно занимает Екатерину в своих проектах, в том числе на фестивале «Crescendo». В 18 лет, закончив Центральную Музыкальную Школу, по приглашению Владимира Спивакова девушка становится солисткой Национального Филармонического Оркестра России и обладателем нового инструмента, подаренного Маэстро. На данный момент Екатерина является студенткой 4-го курса Московской консерватории в классе народного артиста России, профессора Александра Голышева. Также ведёт активную сольную карьеру, работает приглашённым музыкантом в камерном оркестре «Виртуозы Москвы».

Легкая, воздушная Фантазия в исполнении Екатерины заиграла яркими красками и переливами настроений. За видимой легкостью, с которой играла флейтистка, скрывался высокий профессионализм и владение инструментом. Флейта в ее руках не играла, а говорила, рассказывала, делилась переживаниями и событиями - радостными и печальными. Кажется, что Екатерине подвластен весь спектр возможностей ее инструмента. И даже сверх возможностей.

Нарастание мощи первого дня фестиваля разразилось на высшей точке финальным произведением - Концертом № 4 для фортепиано с оркестром Сергея Рахманинова, который исполнил арт-директор Crescеndo, народный артист России Денис Мацуев . Уникальное и сложное произведение, говорят искусствоведы. Сергей Рахманинов написал его уже в эмиграции, сам и сыграл его 90 лет назад. «Это другой Рахманинов, - так говорил об этом концерте Денис Мацуев в одном из своих интервью. - Это не то, что было во втором, в третьем концерте, когда красивейшие мелодии рахманиновские. Огромные и широкие, которые всем известны. Это — затаённый такой мистификатор. Этот концерт пронизан жуткой тоской по Родине».

«Пылкий, лирически вдохновенный романтик, Рахманинов в Четвертом концерте словно примеряет еще вчера далекие ему выразительные средства – дерзкую зловещую токкатность стремительного бега, графическую заостренность фортепианных фигураций, напряженные гармонии. И порывистая первая часть (Allegro vivace), и лирическое русское интермеццо в средней части (Largo), и «колючий» скерцозный финал (Allegro vivace) полны нежданных «злых» вторжений, пронизаны неизбывной тревогой», - так о концерте пишут музыковеды.

Ну а что касается псковичей - то их возгласы «Браво!», «Гениально!» говорят сами за себя: в музыке, отразившей трагический необратимый бег времени, мы тоже нашли и почувствовали что-то свое.

***

«Crescendo» стал традиционным для Пскова - его знают, помнят, ждут, - открывая фестиваль, подчеркнул руководитель Театрально-концертной дирекции области Дмитрий Месхиев . - Надеюсь, что традиция сохранится, и фестиваль будет на протяжении долгих лет продолжать радовать своих слушателей!»

Нам остается только присоединиться к пожеланию Дмитрия Месхиева и поздравить горожан с замечательным началом фестиваля - романтического, тринадцатого, псковского.


 
По теме
Аркадий Шилклопер: «Бывает такая музыка, что просто зубы болят» Во время «завтрака с музыкантами» в буфете псковского драмтеатра опытнейший валторнист Аркадий Шилклопер на правах самого старшего весело произнёс:
«Псковское Сrescendo будет всегда. Это наш закон», - заявил арт-директор фестиваля Денис Мацуев на встрече с журналистами перед джазовым концертом в Пскове 6 октября, передаёт корреспондент Псковского агентства информации.
«Участие в фестивале Crescendo - это большая честь, после него появляется много новых знакомств, музыканты становятся членами одной большой семьи, - рассказал пианист-участник концерта, который состоится сегодня, 5 октября,
«Я считаю, что Денис Мацуев - это часть России», - сказал главный дирижёр Уральского молодежного симфонического оркестра Энхбаатар Баатаржев 5 октября на пресс-завтраке перед концертом в Пскове в рамках фестиваля Crescendo.
Начальник областной полиции отчитался в Собрании о работе ведомства за 2023 год - Собрание депутатов Годовой отчёт о деятельности псковской полиции представил депутатам областного Собрания начальник Управления МВД России по Псковской области генерал-майор полиции Алексей Овсянников.
Собрание депутатов