Обзор практики государственной регистрации и принятия решений об отказе в государственной регистрации уставов муниципальных образований Псковской области

В целях организации местного самоуправления в Российской Федерации в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» законами Псковской области от 28.02.2005 № 420-ОЗ «Об установлении границ и статусе вновь образуемых муниципальных образований на территории Псковской области» и от 28.02.2005 № 419-ОЗ «О границах и статусе действующих на территории области муниципальных образований»на территории Псковской области в 2005 году были образованы 244 муниципальных образования.

В 2009-2010 годах законами Псковской области 06.11.2009 № 918-ОЗ «О преобразовании муниципальных образований Псковской области», от 07.07.2009№ 884-ОЗ «О преобразовании муниципальных образований «Большезагорская волость», «Выставская волость», «Задорожская волость», «Карамышевская волость», «Осиновичская волость» в муниципальное образование «Карамышевская волость», муниципальных образований «Середкинская волость», «Верхолинская волость», «Гверздонская волость» в муниципальное образование «Середкинская волость», от 04.06.2009 № 863-ОЗ «О преобразовании муниципального образования «Симанологская волость» и муниципального образования «Марьинская волость» в муниципальное образование «Марьинская волость», от 31.03.2010 № 964-ОЗ «О преобразовании муниципальных образований «Москвинская волость» и «Краснопрудская волость» в муниципальное образование «Краснопрудская волость» преобразованы путем объединения 37 муниципальных образований.

В 2011-2014 годах преобразования муниципальных образований Псковской области не осуществлялись.

Таким образом, по состоянию на 01.01.2015 в государственном реестре муниципальных образований Российской Федерации содержалось 207 муниципальных образований Псковской области, из них:

- 24 муниципальных района;

- 2 городских округа;

- 25 городских поселений;

- 156 сельских поселений.

Законами Псковской области от 10.12.2014 № 1465-ОЗ «О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав муниципального образования «Великолукский район» и от 30.03.2015 № 1508-ОЗ «О преобразовании муниципальных образований» в 2015 году в Псковской области преобразованы путем объединения 120 муниципальных образований, в том числе 5 городских поселений и 115 сельских поселений.В результате преобразования вновь образованы 49 муниципальных образований, в том числе 5 городских поселений и 44 сельских поселения.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2012 № 344 «О ведении государственного реестра муниципальных образований Российской Федерации» Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Псковской области (далее – Управление) в названный государственный реестр включены сведения о всех вновь образованных муниципальных образованиях, а преобразованные муниципальные образования исключены из реестра.

По состоянию на 01.02.2016 в государственный реестр муниципальных образований Российской Федерации включены 136 муниципальных образований Псковской области, из них:

- 24 муниципальных района;

- 2 городских округа;

- 25 городских поселений;

- 85 сельских поселений.

Во исполнение Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований», приказа Минюста России от 24.08.2005 № 139 «Об утверждении Положения о порядке ведения государственного реестра уставов муниципальных образований и обеспечения доступности сведений, включенных в него» и в соответствии с Положением об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденным приказом Минюста России от 03.03.2014 № 26, Управлением реализуются полномочия по государственной регистрации уставов муниципальных образований, расположенных на территории Псковской области, и муниципальных правовых актов о внесении изменений в эти уставы, ведению государственного реестра уставов муниципальных образований Российской Федерации, проведению антикоррупционной экспертизы уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований при их государственной регистрации.

В 2015 году в Управление для государственной регистрации поступили 56 уставов муниципальных образований (далее также – уставы) и 249 муниципальных правовых акта о внесении изменений в уставы муниципальных образований (далее также – МПА).

Из данного числа актов:

- зарегистрированы 42 устава и 192 МПА;

- приняты решения об отказе в государственной регистрации в отношении5 уставов и 18 МПА, из них в связи свыявленными противоречиями федеральному законодательству и (или)законодательству Псковской области – 5 уставов и 13 МПА, в связи с нарушением установленного порядка принятия – 3 МПА, в связи с наличием коррупциогенных факторов – 4 МПА;

- возвращены 9 уставов и 39 МПА, из них в связи с представлением не полного перечня документов, указанных в статье 3 Федерального закона «О государственной регистрации уставов муниципальных образований», и (или) представлением документов, не соответствующих требованиям, предъявляемым статьей 3 названного Федерального закона, – 6 МПА, в связи с отзывом документов главой муниципального образования – 9 уставов и 33 МПА.

Практика показывает, что в большинстве случаев основной причиной отказа в государственной регистрации уставов и МПА является противоречие этих актов федеральному и областному законодательству.

Наиболее характерными нарушениями федерального законодательства и законодательства Псковской области, послужившими основаниями для отказа в государственной регистрации уставов и МПА, являются:

1) отсутствие в уставе норм, определяющих в соответствии с установленными законом Псковской области видами избирательных систем ту избирательную систему, которая применяется при проведении муниципальных выборов в муниципальном образовании (нарушение требований части 3 статьи 23 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ);

2) отсутствие в уставе норм, определяющих сроки, в которые назначаются муниципальные выборы (нарушение требований части 2 статьи 23 Федерального закона № 131-ФЗ);

3) отсутствие в статье устава, закрепляющей перечень форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования (нарушение требований статей 24, пункта 3 части 1 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ);

4) отсутствие в закрепленном уставом перечне случаев досрочного прекращения полномочий депутата представительного органа муниципального образования такого случая как прекращение гражданства Российской Федерации, прекращение гражданства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления (нарушение требований части 10 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ);

5) закрепление в уставе нормы, согласно которой в случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образованияновый глава муниципальногообразования избирается из числа депутатов представительного органа муниципального образования не позднее чем через 30 дней со дня досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования.

Данная норма противоречит статье 121 Закона Псковской области от 01.08.2003 № 295-ОЗ «Избирательный кодекс Псковской области», согласно которой в случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования представительный орган муниципального образования в течение месяца проводит выборы главы муниципального образования. Месяц может составлять как 30, 31, так и 28, 29 дней. Кроме того, статьей 190 Гражданского кодекса Российской Федерации установленный законом, иными нормативными правовыми актами срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Таким образом, названныйгражданское законодательство Российской Федерации отличает сроки, исчисляемые в месяцах, от сроков, исчисляемых в днях;

6) отнесение к компетенциипредставительного органа городского или сельского поселения полномочий по утверждению порядка формирования, обеспечения размещения, исполнения и контроля за исполнением муниципального заказа.

Полномочия по установлению порядка формирования, обеспечения размещения, исполнения и контроля за исполнением муниципального заказа исключены из компетенции органов местного самоуправления в связис признанием части 3 статьи 54 Федерального закона № 131-ФЗ утратившей силус 01.01.2014 в соответствии с пунктом 2 статьи 20 Федерального закона от 28.12.2013 № 396-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В настоящее время вопросы контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд урегулированы Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Пунктом 3 части 1 статьи 99 указанного Федерального закона установлено, что контроль в сфере закупок осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, определенные в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, в пределах их полномочий.

Согласно пункту 3 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации порядок осуществления полномочий органами внутреннего муниципального финансового контроля определяется муниципальными правовыми актами местных администраций;

7) наделение представительного органа муниципального образования полномочием по определению порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных учреждений.

Названная норма противоречит подпункту 3 пункта 2 статьи 13, подпункту 3 пункта 2.1 статьи 16, подпункту 3 пункта 5 статьи 18 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», согласно которым порядок принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных бюджетных или казенных учреждений устанавливается местной администрацией муниципального образования;

8) закрепление за представительным органом сельского поселения полномочий по утверждению генеральных планов поселения, правил землепользованияи застройки, утверждению местных нормативов градостроительного проектирования поселения.

Данное положение противоречит федеральному законодательству, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, местных нормативов градостроительного проектирования поселений исключеноиз числа вопросов местного значения сельского поселения;

9) отнесение к числу полномочий местной администрация сельского поселения по решению вопросов местного значения контроля за использованием водных объектов, находящихся в муниципальной собственностисельского поселения.

Данная норма противоречит федеральному законодательству, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ осуществление полномочий собственника водных объектов исключено из числа вопросов местного значения сельского поселения.

10) наделение местной администрации муниципального образования полномочиями по утверждению бюджета поселения муниципального образования и утверждению отчетаоб исполнении бюджета муниципального образования, а также по установлению, изменению и отмене местных налогов и сборов муниципального образования.

Указанное положение устава противоречит пунктам 2 и 3 части 10 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ, в силу которых утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении,а также установление, изменение и отмена местных налогов и сборов находятсяв исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

Анализ практики государственной регистрации показал, что основными причинами наличия в уставах и МПА норм, противоречащих федеральному и областному законодательству, являются:

- отсутствие в органах местного самоуправления муниципальных образований специалистов по мониторингу федерального и регионального законодательства;

- неверное толкование органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления норм действующего законодательства;

- значительнаядинамика изменений действующего законодательства;

- попытки закрепить в уставах и МПАнормы, разграничивающие полномочия органов местного самоуправления, без учета требований федерального законодательства.

Кроме того, в 2015 году продолжали иметь место факты нарушения установленного федеральным законодательством порядка принятия уставов и изменений в них.

Например, с нарушением требований, касающихся порядка принятия муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования, установленных Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ. было принято решение Собрания депутатов сельского поселения «Спицинская волость»от 10.02.2015 № 220 «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования «Спицинская волость» (далее – Решение).

Так, в силу требований части 4 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ, проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежит официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по проекту указанного муниципального правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении.

Этой же нормой названного Федерального закона предусмотрено,что официальное опубликование (обнародование) порядка учета предложенийпо проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополненийв устав муниципального образования, а также порядка участия граждан в его обсуждении не требуется в случае, если указанные изменения и дополнения вносятся в целях приведения устава муниципального образования в соответствиес Конституцией Российской Федерации, федеральными законами.

Одновременно пунктом 1 части 3 статьи 28 Федерального закона № 131-ФЗ закреплено, что проект муниципального правового акта о внесении измененийи дополнений в устав муниципального образования должен выноситься на публичные слушания, кроме случаев, когда изменения в устав вносятся исключительно в целях приведения закрепляемых в уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами.

Согласно пункту 3 части 4 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005№ 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» для регистрации муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования в регистрирующий орган направляются сведенияоб источниках и о датах официального опубликования (обнародования) проекта указанного акта и о результатах публичных слушаний по указанному проектув случае, если проведение таких слушаний предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с подпунктом 1.2 пункта 1 Решения изменения вносятсяв статью 4.1 «Права органов местного самоуправления поселения на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения поселений» Устава муниципального образования «Спицинская волость».

С учетом вышеизложенного проект Решения должен был быть вынесенна публичные слушания, однако этого сделано не было.

В справке, представленной главой сельского поселения «Спицинская волость», указано, что проект рассматриваемого Решения в нарушение требований части 4 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ был обнародован 12.02.2015,то есть через 2 дня после принятия Решения Собранием депутатов сельского поселения «Спицинская волость».

Таким образом, из представленных для регистрации Решения документов следует, что Решение было принято без учета мнения населения, что повлекло нарушение гарантированных законом прав граждан на участие в разработке устава муниципального образования, в связи с чем Управлением было отказано в государственной регистрации Решения.

Имелись в 2015 году и случаи возврата Управлением без рассмотрения уставов и МПА, поступивших на государственную регистрацию. Причиной принятия такого решения являлось представление не полного перечня документов, указанных в статье 3 Федерального закона «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» (отсутствие сведений об источниках и о датах официального опубликования (обнародования) проекта устава (МПА), отсутствие сведений о результатах публичных слушаний по проекту устава (МПА), отсутствие протокола заседания представительного органа муниципального образования, на котором был принят устав (МПА), и (или) представление документов, не соответствующих требованиям, предъявляемым статьей 3 указанного выше Федерального закона (в частности, не соблюдалось требование о представлении устава (МПА) с пронумерованными и прошитыми страницами, скрепленными печатью представительного органа муниципального образования).

Оценивая практику государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований, следует отметить, что в целом, органами местного самоуправления на территории Псковской области в достаточной мере реализованы полномочия по принятию уставов муниципальных образований и своевременному внесению в них изменений.

 
По теме
Сегодня начальник регионального УМВД России генерал-майор полиции Алексей Овсянников выступил перед депутатами Псковского областного собрания с ежегодным отчетом о деятельности органов внутренних дел региона в 2023 году.
Подозреваемых в кражах из магазина в Пскове задержали росгвардейцы. Об этом Псковской Ленте Новостей сообщили в пресс-службе регионального управления Росгвардии.
Подозреваемых в кражах из магазина в Пскове задержали росгвардейцы. Об этом Псковской Ленте Новостей сообщили в пресс-службе регионального управления Росгвардии.
25 марта 2024 года Великолукским районным судом Псковской области рассмотрено уголовное дело в отношении местного жителя, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст.314.1 УК РФ, Как установлено судом,
Пятилетнего ребёнка сбили в Печорах - InformPskov.Ru Водитель за рулём Volkswagen Polo допустил наезд на пятилетнего ребёнка. ДТП произошло на улице Псковской в Печорах, сообщается в Telegram-канале « Псковская сводка.
InformPskov.Ru
Начальник областной полиции отчитался в Собрании о работе ведомства за 2023 год - Собрание депутатов Годовой отчёт о деятельности псковской полиции представил депутатам областного Собрания начальник Управления МВД России по Псковской области генерал-майор полиции Алексей Овсянников.
Собрание депутатов
Врач из Уфы приехала работать в Псков. Фото: комитет по здравоохранению Псковской области - InformPskov.Ru Врач приёмного отделения, врач-невролог Севда Ахметшина начала работу в Псковской областной инфекционной клинической больнице, сообщили ПАИ в комитете по здравоохранению Псковской области.
InformPskov.Ru