Зачем нам краеведение в школе


«Добрый день, уважаемые коллеги! Я расскажу о краеведческой работе, которая осуществляется в учреждениях образования области. Одной из важнейших задач учебно-воспитательной  деятельности является формирование у молодого поколения чувства глубокого уважения к героическому, историческому, культурному  прошлому. Эту задачу позволяет успешно решать краеведческая работа, которая осуществляется в образовательных организациях. Ну, прежде всего,  это урочная деятельность в рамках реализации  государственного  и  федерального базисного учебного плана. Министерством образования рекомендовано школам Псковской области ввести в учебный план следующие предметы в рамках  начальной школы: «Псковская область: путешествие в века», «Основы православной культуры», «Основы религиозных культур и светской этики». Важное место  отводится как раз  православной культуре  и культуре Псковского края. В 5-6 классах проходят курсы: «География Псковской области», «Растения Псковской области», «Псковское пушкиноведение».

Конечно, образовательные организации  вправе сами выбирать курсы и это делают, но мы располагаем информацией о том, что по сути  дела учреждения   образования  эти курсы ввели в свои учебные планы.    Дополнительные программы краеведческой направленности реализуются  практически  во всех учреждениях в той или иной мере дошкольного, дополнительного образования области».

Не пугайтесь, это только начало! Это начало доклада консультанта управления образования, согласно которому выходит, что с «представленностью краеведческого компонента»   в школе у нас всё в порядке, всё хорошо.   Доклад был заслушан в рамках заседания комиссии по развитию   образования и науки при Общественной палате Псковской области, на которое меня любезно пригласил Валерий Павлов в ответ на моё обращение к первому заместителю губернатора Максиму Жаворонкову в рамках личного приёма по разным градозащитным  вопросам.  За это им огромное человеческое спасибо!

Представьте себе - общественник только сформулировал для себя мысль, не успел опомниться, а его уже приглашают в такое высокоуважаемое собрание. Я была в лёгком шоке! Пришлось ориентироваться на месте   и облекать в слова мысль о краеведении   не только для себя, но и для   опытнейших  членов   педагогического сообщества,   каждый из которых   в итоге своими выступлениями помог мне разобраться в реалиях учебного процесса и наметить конкретные шаги по реализации задуманного.

Меня ещё кто-нибудь читает? Очень сомневаюсь: кого-то сразу же оттолкнул «проект госпожа Беляева»,  кого-то сухие строчки официального доклада,   кого-то ссылка на общение с чиновниками.  Для тех, кто всё же задался вопросом,  а зачем же всё-таки  нам краеведение в школе, продолжу. Но сначала всё же позволю  определить  понятие,  а что собственно я  понимаю под краеведением.   Да простят меня маститые краеведы (если всё же простят), я буду по-простому, как до меня доходит: краеведение -   это знание своей малой родины. Конечно, и растения  Псковской области, и география Псковской области, «и Пушкин - наше всё»  - это тоже краеведение… хотя я   лично об этом узнала только вот на днях.

Для меня краеведение - это в первую очередь наше псковское культурное наследие:  дома,  люди, произведения искусства, исторические события. В моей  «небоскрёбнутой»   голове именно такой порядок. У кого-то на первом месте - фрески, у  кого-то известные личности, у кого-то наше боевое прошлое. Краеведение - многогранно и разнообразно и   достойно того, чтобы его преподавали с 1-ого по 11-й класс, и ни в рамках факультатива, а  в рамках полноценного предмета.

Сейчас мою голову не начнёт посыпать пеплом разве, что ленивый.   «Школа опупела перегружать детей. Ребёнку не разогнуться: книги мимо, творчество мимо, одни сплошные уроки. Пожалейте детей!»

То, что дети у нас - бедные, я по своим не вижу, им всегда хватало времени и на школу, и на музыку, и на спорт, и уж, конечно, на чтение книг, меньше просто нужно играть в компьютерные игры. А вот с тем фактом, что кадров   у нас  в этой сфере не так чтобы и много, приходится согласиться.

«У нас краеведов-то путных раз-два и обчёлся, а тут надо столько педагогов, влюблённых в это дело где-то взять». «Обязательный восьмой урок Марьиванны   навсегда отобьёт любовь к предмету». «Наше образование само по себе убого, его надо реформировать, но не за счёт введения дополнительных предметов. Обязательность - первый шаг к ненависти».

«Будут всеобщие уроки краеведения. Будут домашние задания, оценки, контрольные, экзамены. Школьники распределяться по краеведению, точно так же, как и по другим предметам: несколько отличников, чуть больше хорошистов, основная масса будет троечниками, а часть ещё будет получать двойки. Так вот троечники,  двоечники краеведами не станут».

Всё так, всё так… хотя по моему личному мнению - это каким надо быть отмороженным, чтобы  стать двоечником по такому интересному предмету… Ах, да! Я забыла, что такое школа… давно это было.  Но опять же, с высоты прожитых лет   о школе у меня самые радужные воспоминания, хоть и снится   она   иногда в очень странных снах. И   почему сразу же отрицается вероятность того, что краеведение будет преподавать увлечённый и интересующийся педагог? Да Медников у нас - один, Вересова тоже - одна,  Шулакова - уникальна… Боюсь кого-нибудь пропустить и тем самым обидеть, потому ограничусь нашими краеведческими  светилами. На самом деле у нас очень много реально знающих и постоянно развивающих и углубляющих эту область знаний людей - это и археологи, и  архитекторы, и  библиотекари, и  музейные работники, и, конечно же, преподаватели нашего университета, и работники архивов. Будет предмет - будет запрос от директоров на переподготовку и усовершенствование кадров. Эксперты передадут знания своим молодым коллегам,  и не прервётся эта драгоценная преемственная нить. А   уж   педагоги на местах   «заставят родину любить».

И именно в таком разрезе может осуществиться наша уже всеобщая градозащитная мечта -невежество будет побеждено! В комментариях на ПЛН на ПАИ мы уже не будем постоянно натыкаться на призывы «снести к чертям собачьим древние руины»  и «начать уже динамически развивать исторический центр». Да, может быть, человек  будет   троечником, но он ХОТЯ БЫ  услышит, что в этом доме нашли клад,   а в  этом доме жила выдающаяся личность с интересной судьбой, а   в том храме при раскопках нашли фрески…

Давайте каждый из нас подумает, а  что мы   знаем о своём городе? Задумаемся,   а что это за мемориальные таблички висят на некоторых  зданиях? Кто были эти люди? Что они сделали для города и для страны? Чем уникален наш город? Что это за такой аутентичный псковский архитектурный стиль?  Не каждый город может похвастаться, что когда-то он был отдельным государством и имел общественно-политическое устройство сродни английскому парламенту. А наши оборонительные сооружения! Сколько осад выдержали они и сколько славных побед знавали!

Вот ожидает нас манна небесная в виде уроков патриотизма. Ну почему нельзя хотя бы попробовать в рамках этих уроков давать детям СВОЁ? Не прогибаться под кремлёвские звёзды, а разработать свою программу, подготовить свои кадры  и преподавать своим детям знания   о своём городе. Эта тема вроде как приветствуется администрацией с одной стороны, но ведь умные люди понимают, дай человеку знания - и он горы свернёт.

Вся моя градозащитная активность на протяжении последнего именно учебного года    питается    за счёт посещения лекций «Народного университета» и экскурсий. Сложно в это поверить, но я просто случайно зашла в библиотеку, случайно попала на лекции и уже на протяжении года старалась   не пропускать их. Спасибо Русановой Людмиле Федоровне за то, что она организует   просветительские занятия в своей библиотеке и за то,   что привлекает     таких же энтузиастов своего дела!

К сожалению,  все эти бесценные знания передаются именно на волонтёрских началах,   и к ещё большему сожалению аудиторию данных лекториев составляют   только   пенсионеры и   экскурсоводы.  Ни в коей степени я не хочу как-то ущемить интересы слушателей Университета третьего возраста,   ну просто обидно, что люди моего поколения глухи к подобным знаниям.

«Любовь  к  истории родного края должна прививать семья, а  не школа. Поэтому сегодня задача стоит просвещать взрослых. А уроки краеведения в школе могут дать знания, но нельзя заставить в школе полюбить родной край».

И вот тут я могу однозначно сказать, что рассчитывать на то, что родители   познакомят детей с родным городом, - это миф и утопия, это пустые слова.  Родители могут создать благожелательный  фон и проявлять заинтересованность к учебной деятельности ребёнка, сопровождать в поездках по родному краю и в экскурсиях, но  не более того. Чему может научить родитель, если он сам не в теме? А так появляется   шанс через детей облагородить и родителей.

У нас  был урок краеведения в общеобразовательной школе,  остался    замечательный  неоднократно переизданный учебник  по краеведению,  и появляются новые   очень интересные учебные пособия и для начальной,  и для старшей школы.

И всё- таки, что я так привязалась именно к краеведению? Могу ещё раскрыть один личный мотив.  Практически все мои одноклассники разъехались по столицам, по разным городам. Я осталась. Именно стремление познать историю своего края позволяет мне каждый раз утверждаться в правильности своего выбора. Оставшись   в родном городе,   узнавая всё новое и новое, я уже не могу спокойно и равнодушно наблюдать за отношением к нашему старому, к  нашим древностям, я испытываю животную потребность   пытаться хоть что-то   сделать для сохранения нашего общего наследия.

Я не хвастаюсь (пока особо и не чем), просто объясняю, почему  «градозащитник выбрал такой проигрышный     пиар-ход». Для кого-то идея  возращения краеведения   в школы кажется целесообразной и актуальной,  для кого-то наоборот вредоносной,  для кого-то это вообще – из области фантастики. Поживём - увидим.

Наталья Беляева

Источник: Псковская Лента Новостей


 
По теме
21 июля в 5:18 поступило сообщение о дорожно-транспортном происшествии на улице Маргелова в Пскове с участием легкового автомобиля, сообщили Псковскому агентству информации в пресс-службе ГУ МЧС России по региону.
21.07.2018
 
Сотрудники территориальных органов ФСИН России завершили обучение в Пскове - InformPskov.Ru В Псковском филиале академии ФСИН России состоялся выпуск слушателей курсов первоначальной профессиональной подготовки рядового и младшего начальствующего состава территориальных органов ФСИН России.
20.07.2018
 
Благодарность объявила Общественная Палата России псковскому омбудсмену - InformPskov.Ru За большой личный вклад в обеспечение избирательных прав граждан при голосовании на выборах президента России 18 марта Уполномоченному по правам человека в Псковской области Дмитрию Шахову объявлена Благодарность Обществ
20.07.2018
Несколько научных сотрудников головного НИИ «Роскосмоса» — ЦНИИмаш (Центральный научно-исследовательский институт машиностроения) — могут проходить по делу о госизмене в ракетно-космической отрасли.
20.07.2018
 
Профилактический рейд в Себеже - МЧС Псковской области 20 июля 2018 года сотрудником отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Опочецкому, Красногородскому и Себежскому районам по ул.
20.07.2018 МЧС Псковской области
Спасатели МЧС выезжали на ДТП в Псковском районе - Iluki.Ru По данным пресс-службы МЧС по Псковской области, 22 июля в 8:45 поступило сообщение о ДТП с участием легкового автомобиля по адресу: Псковский район, Ядровская волость, 4-й км автодороги Псков – Яблонец.
22.07.2018 Iluki.Ru
Уголовным розыском УМВД России по городу разыскивается житель областного центра  Кадров Валерий Аркадьевич, 1969  года рождения.
22.07.2018 ГУ МВД Псковской области
В Псковском филиале академии ФСИН России состоялся выпуск слушателей курсов первоначальной профессиональной подготовки рядового и младшего начальствующего состава территориальных органов ФСИН России.
20.07.2018 InformPskov.Ru
21 июля в рамках программы международного Ганзейского экологического слета «Зеленая планета» участники провели экологическую акцию по уборке территорий острова Белова.
21.07.2018 InformPskov.Ru
Псковичи просят сделать пешеходный переход на улице Михайловской. Как пишет жительница Пскова Алиса Соболева на сайте «ведерников.рф» , на улице Михайловской недалеко от дома №1 не хватает пешеходного перехода.
22.07.2018 ИА Невские Новости
Врио Губернатора Псковской области Михаил Ведерников и президент Всероссийской Федерации воркаута России Максим Попов в субботу, 21 июля, в Дни города открыли первую профессиональную площадку для воркаута в Пскове.
21.07.2018 Правительство Псковской области